| 
  Название проекта: «Раз картошка, два картошка!». 
Автор проекта: Постолова  Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с  «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год. 
Тип проекта: групповой, информационно-экспериментально- исследовательский.         
Срок реализации: среднесрочный (октябрь - ноябрь). 
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы № 11, родители. 
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет). 
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
 
Актуальность. Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. 
Цель: формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности  в союзе с педагогами и родителями. 
Задачи: 
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
 
- создавать условия для реализации исследовательского проекта;
 
- расширять представления о способах проращивания картофеля;
 
- формировать у дошкольников умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста картофеля;
 
- развивать желание вместе со взрослыми выполнять трудовые поручения; развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
 
- обогащать активный словарь детей по данной теме;
 
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе;
 
- привлекать родителей для участия в проектной деятельности.
 
 
 В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы его построения: 
 • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 
 • научной обоснованности и практической применимости; 
 • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; 
 • интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; 
 • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями; 
 • построение образовательного процесса на адекватной возрасту форме работы с детьми – игре. 
Механизмы реализации проекта: 
- совместной образовательной деятельности педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов);
 
- самостоятельной деятельности детей;
 
- взаимодействие с родителями.
 
 
Ожидаемые результаты проекта: 
- Ø для детей – активизация познавательной деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;
 
- Ø для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Познание», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
 
- Ø для родителей –  повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
 
 
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков и поделок, альбом «Опыты и эксперименты», проектный альбом «Раз картошка, два картошка», фотографии. 
  
Этапы реализации проекта: 
  
I  этап – «Проблемная ситуация» (1-я неделя октября). 
- 1.Определение проблемы проекта.
 
- 2.Выбор группы участников.
 
 
Отправным моментом нашего исследования послужила беседа «Как я помогал маме собирать урожай», запланированная в рамках календарно-тематического планирования по блоку «Осень»,  разделу «Что нам осень принесла». Выслушивая рассказы детей, мы узнали, что Азамат помогал маме на даче выращивать и копать картошку. К сожалению, не все дети имеют такую возможность. Поэтому, мы с детьми решили выяснить, сможем ли мы вырастить картофель в нашей группе, какие условия более благоприятны для ее роста. 
  
  
Для определения степени знаний детей  использовалась модель двух вопросов: 
  
| 
 Что мы знаем? 
 | 
 Что мы хотим узнать? 
 | 
 
| 
 Картофель – это овощ. 
Картофель растет  в деревне, на даче. 
Из картофеля готовят суп, пюре, его варят, жарят, пекут. 
 | 
 Как вырастить картофель в группе? 
Какие условия нужны для роста? 
Как за ним ухаживают? 
Когда и как сажают картофель в землю и  собирают урожай? 
 | 
 
 
  
II этап – «Проектирование» (2-я неделя октября) 
- 1.Формулировка цели и задач группового проекта.
 
- 2.Прогнозирование результата проекта.
 
- 3.Составление ; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
 
- 4.Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
 
- 5.Проращивание картофеля разными способами.
 
- 6.Обсуждение  проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
 
 
  
III этап – «Поиск информации» (3-4-я неделя октября, 1-3-я неделя ноября). 
- 1.Реализация плана образовательной работы:  НОД, беседы, опыты и эксперименты с картофелем, экскурсии, игровая деятельность, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного материала), рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов, загадок, пословиц, песен.
 
- 2.Привлечение к участию в проекте родителей, узких специалистов (инструктора по труду, музыкального руководителя).
 
 
  
IV этап - «Подведение итогов» (4-5-я неделя ноября). 
- 1.Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
 
- 2.Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
 
- 3.Создание проектного альбома  «Раз картошка, два картошка», альбомов с детскими рисунками,  дневника  наблюдения за ростом картофеля в разных условиях, поделки из картофеля, пророщенный картофель.
 
- 4.Презентация проекта "Раз картошка, два картошка!" в рамках смотра-конкурса ДОУ.
 
 
  
Содержание образовательной работы с детьми 
в процессе реализации проекта "Раз картошка, два картошка!" 
  
| 
   
Образовательные области 
 | 
   
Виды детской деятельности 
 | 
 
| 
   
Социально-коммуникативное развитие 
 | 
 Д/и «Что сначала, что потом» (этапы роста картошки), физ. минутка «Шли с картошкой пирожки»,  с/р игра «Магазин овощей», «Шоферы», «Семья», инсценировка «Спор овощей», хороводная игра «Огородники»; развлечение «Сбор урожая». 
 | 
 
| 
   
  
  
  
  
Познавательное развитие 
 | 
 НОД «Красный, синий, белый цвет – замечательный букет», «Во саду ли в огороде выросла картошка»; просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия); беседы: «Как картофель попал в Россию», «Что мы знаем о картофеле», «О труде картофелеводов», «Какое значение имеет картофель в жизни человека», «Что можно приготовить из картофеля»; рассматривание иллюстраций «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки), рассматривание иллюстраций из поваренной книги; экскурсия в детскую библиотеку (тема «Чудо овощи»); экскурсия на кухню д/с «Наблюдение за работой картофелечистки»; исследовательская деятельность (опыты и эксперименты с картофелем). Ухаживание за ростками картофеля, сбор урожая. 
 | 
 
| 
   
Речевое развитие 
 | 
 Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле. 
 | 
 
| 
   
Художественно-эстетическое развитие 
 | 
 Рисование: «Мешок картошки» (штампами), «Веселая картошка» (оживление картошки), лепка: «Собираем урожай» (ведро с картошкой), аппликация: «Собираем урожай»,  «Мешок картошки» (коллективная работа), поделки из природного материала (совместно с родителями). Разучивание песен о картошке. 
 | 
 
 
  
Формы взаимодействия с родителями: 
- индивидуальные беседы с родителями;
 
- помощь в подборке дидактического материала;
 
- сочинение стихов, загадок, сказок о картофеле;
 
- консультация «Картофель целитель»;
 
- организация выставки муляжей овощей, сделанных своими руками, поделок из картошки  «Картофельные фантазии»;
 
- помощь в оформлении проектного альбома «Раз картошка, два картошка!»;
 
- фотоотчет о проделанной работе.
 
 
  
Результат этого проекта: 
- Ø В результате работы над проектом дети расширили свои знания о картофеле, способах  проращивания и условиях для роста.
 
- Ø Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысился интерес к познанию окружающего мира.
 
- Ø Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
 
 
  
Перспективы на будущее по реализации проекта: 
- продолжать наблюдение за ростками картофеля во время проведения «Огорода на окне» весной, т.к. это время года является более благоприятным для проращивания овощей, высаживание картофеля в открытый грунт, наблюдение и ухаживание за ним в естественных условиях;
 
- разработать перспективное планирование по проекту на следующий год в подготовительной группе;
 
- пополнить развивающую среду по теме;
 
- повышать познавательную активность детей в рамках экологической деятельности.
 
 
  
Рекомендации по использованию проекта: 
Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно. 
  
			 |