Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по развитию поисково-исследовательской деятельности "Волшебница вода"
Познание
Автор: Кумилина Татьяна Юрьевна   
06.07.2022 13:27

Методическая разработка по развитию  поисково-исследовательской деятельности Волшебница водаМетодическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:

Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Скачать конспект

Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия .
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
Беседы по теме «Путешествие капельки».
Целевая прогулка.
Экскурсия.

В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам): Старший дошкольный возраст:

o систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;

o способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);

o познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

o развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

o активизировать словарь ребёнка;

o воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

(как получилось)

Предположений

 

Реализация в действии

 

Подтвердилось

 

Формулирование выводов

 

(как получилось)

Игры с водой.

Не бойтесь быть «Плюшкиным».

Цель:

Углублять представление о неживой природе.
Учить самостоятельно проводить исследования, размышлять, обобщать результаты опытов
Развивать наблюдательность, любознательность
Воспитывать аккуратность при работе с водой
Формировать бережное отношение к воде.

1. Как перелить воду из миски в бутылку и не пролить ни капли?

2. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем?

Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером.

3. Бросьте в воду ложки:

· Деревянную

· Металлическую

· Пластмассовую

Что произошло с ними?

4. Поэкспериментируйте с самыми разными предметами:

Две резиновые игрушки. В дне одной из них проделайте большую дыру.

Возьмите лоскутки разных тканей (лен, хлопок, шелк, махровую ткань) бросьте их на воду и понаблюдайте.

Опускайте в воду кусочки бумаги и картона различной плотности и смотрите, что и как долго будет намокать. Как легко будет разваливаться у вас в руках мокрая бумага.

Попробуйте, выжимая губку, налить воды в стаканчик.

5. В стаканчики можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает?

6. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает?

7. Положите в воду немного: меда, варенья, сахара. Размешайте. Как изменилась вода?

8. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год