Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект - «Волшебница - вода»
Познание
Автор: Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна   
27.06.2013 06:49

Проект - «Волшебница - вода»Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна
Воспитатель 1К МБДОУ «Ергачинский детский сад» ст. Ергач

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»   
К. Е. Тимирязев

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность.  Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками,  облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.


В МДОУ «Ергачинский детский сад» в группе «Звездочки»  функционирует кружок «Сказкино», в процессе работы которого апробируется  авторская программа дополнительного образования «От сказки к сказке». В процессе реализации программы у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас при помощи мнемотехники. В соответствии с перспективным планом  по данной программе в декабре дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. (Рисунок №1) Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Проведенные игры – эксперименты  позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.
Во  время рассматривания иллюстраций к сказке дети спросили «А почему лед в проруби белый?». Педагог предложил сверстникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, что потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность дошкольников, взрослый задал детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято  решение продолжить проект по расширению знаний детей о свойствах воды, на подготовительном этапе, которого было разработано и проведено диагностирование детей по интересующим вопросам, и выявлено что дети имеют недостаточно знаний о свойствах воды и льда.  Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи  проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей,  опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» и «В какой воде живет щука». В  рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и  развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты  опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда.  Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4)
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
•    Определение темы  и типа проекта.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По содержанию: естественнонаучный.
По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (4 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ
По профилю знаний: межпредметный (по двум или более разделам образовательной
программы «Детство»).
По типу объекта проектирования: социальный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
•    Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта:
>    Активизация творческого мышления детей.
>    Выявление свойств воды.
>    Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
>    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
>    Познакомить с процессом  растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
>    Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
>    Познакомить с составом воды (кислород).
>    Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее  мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
•    Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.
Вопросы диагностирования детей среднего дошкольного возраста
1.    Имеют представления о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)
2.    Знание о том, почему лед на реке белый.
3.    Представление о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.
4.    Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород
5.    Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.)
6.    Знания о том, что краска растворяется в  воде.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год