Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Безопасность детям
Автор: Мещерякова Ольга Александровна   
23.01.2019 20:03

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

 

Скачать конспект

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности

подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому

запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?

Причиной этому может служить то, что близкое взрослое окружение ребенка (детей), мало уделяют внимания правилам пожарной безопасности.

Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей

старшего дошкольного возраста».

Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников.

В систему работы по данной проблеме я включаю:

  • создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки, макеты.

Запланировано:

  • Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь, какой он».
  • Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.
  • подборку художественной литературы, где будет собрана детская литературы по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

совместная деятельность педагога и детей:

  • НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;
  • Работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки, анкетирование
  • организация досугов и развлечений, изготовление пособий, поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности; подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности, индивидуальные задания.

Этапы работы

Организационно-ознакомительный этап

  • Изучить научно-методическую литературу
  • Интернет-ресурсы
  • Использование ранее приобретенных знаний

Формы представления результатов

  • конспекты
  • картотека игр
  • перспективный план работы с детьми
  • презентация «огонь-друг, огонь-враг»
  • консультация с родителями

План работы

Изучение педагогической литературы:

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:

1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р.В. Стеркиной

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». (электронная версия стр. 51, 56)

2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.

Дополнительно использовала следующие материалы и пособия:

  1. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» (электронная версия)
  2. Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,

«Кошкин дом

3. Степанов В. А. «Азбука в загадках»

4. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки

5. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности

6. Е.Хоринский «Спичка -невеличка»

7. И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

8. Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».

«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З.Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Создание предметно-развивающей среды.

Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита; — атрибуты для сюжетно – ролевых игр; — наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; — папки передвижки; — ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; — дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; — «Азбука безопасности»; — литература:

- огнетушитель; — пожарная машина

Перспективный план по пожарной безопасности:

Цель: Формирование интегративных качеств личности старших дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении;

расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи

познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;

Развивающие:

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
  • формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за свои поступки;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации
  • воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 марта 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год