Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Безопасность детям
Автор: Мещерякова Ольга Александровна   
23.01.2019 20:03

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

 

Скачать конспект

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности

подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому

запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?

Причиной этому может служить то, что близкое взрослое окружение ребенка (детей), мало уделяют внимания правилам пожарной безопасности.

Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей

старшего дошкольного возраста».

Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников.

В систему работы по данной проблеме я включаю:

  • создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки, макеты.

Запланировано:

  • Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь, какой он».
  • Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.
  • подборку художественной литературы, где будет собрана детская литературы по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

совместная деятельность педагога и детей:

  • НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;
  • Работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки, анкетирование
  • организация досугов и развлечений, изготовление пособий, поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности; подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности, индивидуальные задания.

Этапы работы

Организационно-ознакомительный этап

  • Изучить научно-методическую литературу
  • Интернет-ресурсы
  • Использование ранее приобретенных знаний

Формы представления результатов

  • конспекты
  • картотека игр
  • перспективный план работы с детьми
  • презентация «огонь-друг, огонь-враг»
  • консультация с родителями

План работы

Изучение педагогической литературы:

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:

1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р.В. Стеркиной

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». (электронная версия стр. 51, 56)

2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.

Дополнительно использовала следующие материалы и пособия:

  1. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» (электронная версия)
  2. Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,

«Кошкин дом

3. Степанов В. А. «Азбука в загадках»

4. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки

5. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности

6. Е.Хоринский «Спичка -невеличка»

7. И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

8. Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».

«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З.Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Создание предметно-развивающей среды.

Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита; — атрибуты для сюжетно – ролевых игр; — наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; — папки передвижки; — ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; — дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; — «Азбука безопасности»; — литература:

- огнетушитель; — пожарная машина

Перспективный план по пожарной безопасности:

Цель: Формирование интегративных качеств личности старших дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении;

расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи

познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;

Развивающие:

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
  • формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за свои поступки;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации
  • воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год