Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование безопасных основ в поведении дошкольников.
Безопасность детям
Автор: Дормидонова Елена Львовна   
02.10.2021 16:40

Формирование безопасных основ в поведении дошкольников.Формирование безопасных основ в поведении дошкольников.

Сегодня безопасному поведению уделяется большое внимание. Это одна из важнейших современных проблем. В основе содержания безопасного поведения лежит формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам живой природы, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте у детей начинают закладываться элементы безопасного поведения, но это возможно лишь в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, принимают общие проблемы, показывают детям на своем примере как нужно себя вести в обществе и в природе.

Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми.

В современном обществе большое наличие примеров негативного образа жизни человека, с которыми постоянно сталкиваются дети. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и

методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.

Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие [1].

 

Основы безопасного поведения детей формируются с самого раннего детства. Каждый родитель и любой взрослый человек переживает за безопасность детей и старается уберечь от опасности. Но, к сожалению, дети не всегда понимают, действительность слова «опасно. Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, для этого постоянно проводятся беседы с детьми, и полученные результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению. Цель работы по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия «опасных»

для жизни ситуаций, особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно достичь путём решения следующих задач:

  • сформировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах
  • воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях
  • развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения
  • учить детей пользоваться полученными знаниями на практике
  • использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают:

  • наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений);
  • словесные
  • игровые (сюжетно-ролевые, подвижные дидактические игры),
  • практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства

воспитания:

  1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
  2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
  3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Формирование безопасного поведения – одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных (а так же опасных и экстремальных) условиях. Личность, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и исполнению новых возможностей. Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в

качестве ведущей цели [3].

Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни.

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты:

  • общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.),
  • формирование предметных умений и навыков (видов деятельности которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), [2].
  • психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.),
  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст]: учеб. -метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.
  2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
  3. Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ [Текст] / В. А. Болотов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 2. – С. 3-5.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год