Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Нравственное воспитаение
Автор: Ирина Юрьевна Бесчетникова   
20.01.2014 00:28

Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольниковПриоритетным направлением моей работы является наследие русского народа в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Эффективность этого направления во многом определяется соблюдением обычаев, традиций нашего могучего русского народа, которые необходимо возрождать, поддерживать и преумножать. Создать у детей целостную картинку наследия предков.
Наследие в системе специально организованных занятий очень актуально, так как:
· полнее всего отражается духовный облик и внутренний мир;
· осуществляется приобщение детей к культурному наследию;
· развивается чувство познания к членам семьи, родственникам, предкам, родословной;
· воздействие на возможность единения с природой;
· соблюдение исторической преемственности поколения.
С детства человек включается в уникальную духовную культуру, которая формирует личность каждого независимо от того, насколько сам влияет на нее.
В настоящее время происходят коренные изменения в жизни социума и в данном контексте одним из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста является патриотическое воспитание. Именно сейчас общество чувствует необходимость возрождения традиций русского народа, актуализации понятий Родина, род.
Патриотизм по сути своей многогранен и включает в себя не только любовь и уважение к родной земле, но и чувство единства со своим народом, гордость за свою страну, а главное желание сохранять духовное богатство своей Родины.
Патриотизм является высшим нравственным чувством и его основы закладываются именно в дошкольном детстве, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, его законы, учиться любить родные места, своих близких. Именно в этом возрасте формируется ценность уважения к своей семье, традициям, памятным датам в истории своей страны.
Еще С.Михалков говорил: " Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом". Современное дошкольное образование ставит перед собой задачи воспитать патриотов России, заложить в детях основы правового сознания, сформировать нравственную и духовно богатую личность ребенка.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность формирования патриотизма, является взаимодействие с семьей. Ведь именно она обладает тем уникальным педагогическим воздействием, которого детский сад лишен. Именно в семье закладываются основы патриотических чувств - взаимоуважение поколений, традиции, отзывчивость и соучастие. При этом в триаде детский сад - ребенок - родители, в их тесном контакте, взаимопомощи, равноправии достигается максимальный успех.
Наследие — это целый пласт знаний и представлений, на которых держится: любовь и привязанность к родителям, к старшим вообще, уважение к личности каждого в семье. Необходимо возрождать понятие дома, как символа, как крепости, где тебя всегда понимают, любят и принимают. Ведь в семье ребенок учится определенным взаимоотношениям, начиная с отношения к отцу и матери, с почитания бабушек и дедушек.
В основе познавательного интереса у детей лежит эмоциональный компонент, а семья является его источником. Родителям зачастую необходима  помощь в воспитании собственных детей. В связи с этим актуальным становится работа дошкольного учреждения с семьей, основанное на сотрудничестве.
Я считаю, что отводя роли наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, можно решить наболевшие проблемы. Благодаря этому можно не только решить множество образовательных задач, обогатить внутренний мир детей, но и сплотить  детей, родителей и педагогов.
Знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием русского народа способствует их умственному развитию, позволяет приобрести активный познавательный опыт, который определяется, как система знаний, умений и навыков, полученных в процессе активной познавательной деятельности и предоставляет ребенку воспринимать, перерабатывать новую информацию. В дошкольном возрасте такой опыт приобретается постепенно и сопровождается социализацией маленького человека, адаптирующей его к требованиям социальной среды.
В рамках данного направления я провела мероприятия с детьми, направленные на формирование интереса к наследию наших предков: «Праздник знаний», «Занимательная Кириллица! Радуйтесь!», «Жаворонки — вестники весны. Экзамен будущих школьников», «Мой любимый город!», «В гости к Хозяюшке». Мероприятия с родителями и детьми - «Колядки». Выступление на родительском собрании «Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании детей». Еженедельно  в ДОУ проходят встречи с научными сотрудниками краеведческого музея. С детьми разновозрастных групп провожу экскурсии в музее- избе детского сада.
Осмыслив значимость традиций и обычаев русского народа, я поняла, что это важно для каждого человека, будь он взрослый или ребенок.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Духовно нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах. М., 2001
2. Петракова Т.И. Духовность и нравственность базовые характеристики личности. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие - М.: Импэто, 2004
3. Склярова Т.В. Духовно-нравственное воспитание. Сборник статей / Составление и общая редакция - М.Н. Лазутова, Т.И.Петракова. - М.: Импэто, 2004., с.37)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год