Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста
Нравственное воспитаение
Автор: Рогалевич Людмила   
05.01.2014 01:13

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возрастаСемья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладываются фундамент его нравственности.  В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умение общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится человеком семейного коллектива.
Крайне актуальная задача воспитателей – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются, поэтому мы, педагоги, убеждаем родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.
Взаимодействие (совокупность действий) является эффективным при решении всех воспитательно-образовательных задач, которые входят в систему ценностей как педагогов, так и родителей. Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями.


Работу по взаимодействию ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей мы выстроили в три этапа.
На первом этапе – информационно-тематическом выявляем уровень педагогической культуры родителей, определяем уровень нравственности у детей; провели сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по вопросу воспитания нравственности у детей.
Определили, что у некоторых родителей недостаточный уровень знаний по вопросам нравственного воспитания у детей, родители готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
По результатам диагностического обследования детей, выявили, что 9 детей старшего и подготовительного возраста имеют средний уровень и 2 человека ниже среднего.
На первом этапе использовали следующие методы: опрос, анкетирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование детей.
Второй этап – содержательно-практический заключался:
- в повышении уровня педагогической культуры родителей по вопросу нравственного воспитания у детей;
-в образовательной работе с детьми, которая основана на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «Педагог – ребенок – родитель»;
-в повышении своего уровня профессиональной компетентности по вопросам нравственности у детей.
Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам нравственности у детей проходило в двух формах организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного.
Очная форма организации предполагала участие родителей в групповых, общесадовых и городских родительских собраниях, в заседаниях клуба «Содружество», совместные мероприятия с участием детей и родителей.
Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи оказалась более эффективной. Это связано с преимуществами данной формы: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций реконструктивного общения участников взаимодействия.
В течение учебного года родителям были предложены
-консультации: «Азбука общения», «Личность формируется в семье», «Как мы разговариваем с детьми» и др.;
-информация на стенде в родительском уголке: «Азбука добрых чувств», «Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми», «Что такое отзывчивость?» и др.
В работе с родителями мы достигли единства в воспитательных взаимодействиях на детей. С этой целью мы проявляли большой интерес к тому, как дети проявляют заботу о близких людях в семье. Для этого использовали стихи,  рассказы про заботливых детей, проявлявших внимание к родным.
Одновременно советовали родителям интересоваться делами детей в группе: «Кому ты сегодня помог?».
С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения своего авторитета общения с родителями строили на основе диалога, взаимного уважения, т.е. родители стали партнерами по общению.
Также рассказывали родителям о психофизиологических особенностях старшего и подготовительного возраста. В старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать собственный опыт гуманных поступков детей в адрес  окружающих.
Пример родителей, взаимное уважение и любовь между членами семьи, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, организация его деятельности – важные условия формирования личности ребенка. Это должен знать каждый родитель.
Важной задачей в работе с родителями явилось умение воспитателя убедить их в том, что дети старшего возраста не только становятся потребителями радостей, но и стремятся делать другим людям приятное, могут разделять радость другого. Объясняем, что здесь важен положительный пример взрослых.
Объясняли родителям, как следует объяснять ребенку нравственные нормы, формировать у него нравственные представления, как воспитывать такое важное качество, как предупредительность – умение видеть затруднения других людей и пытаться оказать им помощь. Иногда дети ждут, когда их попросят об этом.
В общении с родителями приводили примеры, рассматривали педагогические ситуации, что способствовало возникновению у них интереса к обсуждаемой проблеме.
В старшем дошкольном возрасте у детей могут быть сформированы такие нравственные качества, как предупредительность, умение видеть затруднения другого человека, вовремя прийти на помощь, умение уступать.
Мы убеждали родителей, что эти качества не проявляются у детей вдруг, сами собой. Их формирование требует от родителей повседневного труда, проявления такта, выдержки, терпения и, конечно, единства требований к ребенку со стороны всех взрослых.
В ходе общения выясняли, что беспокоит родителей в детях, какие нравственные качества им не удается сформировать и почему.
Предлагали родителям проанализировать их собственную деятельность, ответив себе на вопросы:
-учу ли я своего ребенка справляться о самочувствии домашних;
-приветливо ли меня встречает ребенок;
-опекает ли младшего братика или сестричку;
-предлагает ли свою помощь старшим?
Мы разъясняем родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности, способствуя своим примером развитию его личностных качеств: внимание к другому, умение прислушиваться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Вначале года мы наметили план работы с детьми по воспитанию нравственности у наших воспитанников согласно основной программы.
В течение года знакомили детей с художественными произведениями на нравственные темы: («Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковский, «Разве так играют?» И.Калинин, «Неизвестный друг» Э.Цурюпа и др.); читали этические сказки («Жадный кармашек», «Мальчик – ябеда», «Босоножки», «Зазнайка» и др.); проводили с детьми беседы («Добро не умрет, а зло пропадет», «Ложь человека не красит», «Вежливые слова», «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Добрый поступок Вани»); проводили познавательно-этические беседы: «Как можно поздороваться?», «Что такое родословное дерево?», «Хорошие и дурные манеры», «Как вести себя в гостях?», «Почему нужно трудиться», «Щедрость и жадность»; создавали проблемные ситуации, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. На театральном кружке разыгрывали с детьми этюды: «Любящие родители», «Бабушка заболела», «Капризуля», «Конкурс лентяев», «Задавака», «Упрямые козлики»; разыгрывали мини-сценки по художественным произведениям; проводили игры-драматизации: «Узнай себя», «Два жадных медвежонка», «Репка», «Девочка чумазая»; проводили сюжетно-ролевые игры: «Буратино и дети», «Наш дом», «К нам пришли гости».
Третий этап – контрольно-оценочный предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводились (методы: опросы, книги отзывов, оценочные листы).
В ходе опроса родителей по воспитанию нравственности у детей, определили положительную динамику роста уровня педагогической культуры родителей.
Показателями эффективности проведенной работы является повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в дискуссиях, многочисленные вопросы воспитателям, обсуждение примеров собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, в итоге – это положительные результаты в формировании морального облика ребенка.
На третьем этапе определили уровень знаний детей по нравственному воспитанию (предварительный): 5 детей – выше среднего; 16 – детей – средний.
Таким образом, в своей работе мы достигли единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказали помощь в воспитании гуманных качеств личности у детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год