Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Когда звонят колокола»
Нравственное воспитаение
Автор: Ушакова Людмила Петровна   
27.05.2013 23:30

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста  «Когда звонят колокола»Ушакова Людмила Петровна
Воспитатель ВКК МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка», г.Губкин Белгородской области

Цель:
•    познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением;
•    познакомить с основными колокольными звонами;
•    уточнить знания о строении колокола;
•    расширить духовный мир детей;
•    воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование:
- колокольчики для всех детей,
- колокольчик, изготовленный способом оригами,
- картинки с изображением било, колокола, колокольни;

- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;
- металлофон,
- разрезные картинки колокола для всех детей,
- разрезная картинка колокола для показа детям,
- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный),
- макет киноленты, картинки к ней.

 


Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите,  какой красивый сундучок.  Интересно, что в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей.
Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).
Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать?
Дети. Звонить, звенеть.
Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.

Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии,  использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон  клепало был слышен на большом расстоянии.

Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда,  что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей  целое).

Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?                                Ответы детей.  В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники. 
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол ((звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). 
И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола ((звучит в записи Красный звон,, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).


А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, трафареты для рисования орнамента, кусочки поролона, краски, кисточки и палитры для смешивания красок, стаканчики с водой). Во время работы звучит церковная музыка. Педагог рассматривает работы, хвалит детей.
Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня? Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю смонтировать фильм о колоколах. Вот перед вами кинолента и кадры нашего будущего фильма (перед детьми ставится макет кинопленки с карманами, раскладываются картинки). 1-й кадр – появление на Руси била и клепала; 2-й кадр – появление колоколов, 3-й кадр – современные колокола; 4-й кадр – украшение колоколов орнаментом; 5-й кадр - звон колоколов). 

Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм.  Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики. Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики.
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.

Скачать полный конспект

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год