Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
Нравственное воспитаение
Автор: Рахубенко Татьяна Егоровна   
14.04.2015 09:34

Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.

Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека. В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка.

 

Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость, эмоциональная глухость, враждебность, которые нередко возникают под влиянием наблюдаемого поведения окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Я, как педагог должна обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Я работаю на речевой группе. У наших детей не только нарушение речи и психических процессов, но также наблюдаются психогенные отклонения, проявляющиеся в агрессивности поведения и деятельности, тревожно- фобических расстройствах и искажённых процессах социализации. Дети не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Когда дети поступили к нам в старшую группу я провела первичную диагностику социально-нравственного развития детей и выявила, что поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не всегда. проявляют интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

Проанализировав первичную диагностику, я поставила перед собой следующие задачи: помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.

Имея опыт работы по теме «Роль театрализованной деятельности в развитии интонационно выразительности речи детей с ОНР» я задумалась над тем, а почему бы не использовать игру-драматизацию для социально-нравственного развития детей.

Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе).

Игра – драматизация даёт возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п.

Руководство игрой-драматизацией я начала с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:

– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

– богатый и яркий иллюстративный материал.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, я условно разделила на 5 циклов.

  • Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
  • Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
  • Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).
  • Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
  • Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций я разделила на 3 этапа.

На I-м этапе решались задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.

Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

При работе над сказками очень мы использовали, прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Права сказочных героев

В какой сказке из цветочка появилась на свет маленькая девочка? Какое право она приобрела с появлением на свет?

Как называется сказка? Право каких героев было нарушено? Какое? Кто попытался нарушить это право?

В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?

Как называется эта сказка? Как зовут героев? Право каких героев на жилье и его неприкосновенность было нарушено? Кем?

Как называется эта сказка? Кто ее написал? Какое право выполняет доктор Айболит?

Как называется сказка? Что сделал папа Карло для того, чтобы купить Буратино азбуку? О каком праве идет речь?

Слайд с фото иллюстраций концепции прав детей, иллюстрации сказок

II-й этап был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого я использовала разнообразные игры и речевые упражнения (приложение) на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. Так, например, игра “Встреча в лесу”. Я брала волшебную палочку и “превращала” детей в лесных жителей. Дети изображали диких животных, используя характерные движения, а я, вместе с другими детьми угадывали, кто в кого “превратился”. Также с детьми разучивались пальчиковые игры с использованием мимики (“Бабушка Маланья”, “Колпачок”, “Зеркало”, “Пиктограммы”).

Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой "Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

На III-м этапе основное внимание я уделяла играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. Мы вместе с детьми подбираем атрибуты, стараемся оформить место, где происходит сюжет сказки или произведения. В игре одновременно принимали участие несколько детей, игру я проводила несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные. При распределении ролей я учитывала желания и интересы детей, а также использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.

Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

В своей работе по социально-нравственному воспитанию я придерживаюсь следующих принципов:

  • активно поддерживаю стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. Стараюсь, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;
  • формирую способность детей к самообучаемости. Развиваю умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
  • формирую у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;
  • занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

Совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.

Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны:

проводятся беседы и консультации;

тематические родительские собрания;

родители приглашаются на открытые занятия – игры;

организуются родительские гостиные.

  • Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании.
  • В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.
  • Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.
  • С целью ознакомления родителей с приемами руководства играми-драматизациями, методикой их поведения, организую открытые занятия, в которых игра-драматизация используется как часть занятия.

Проведя итоговую диагностику, я отметила, что введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечило не только формирование социально-нравственных представлений, но и развило социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс помогло детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка. Формирование нравственных ценностей приобрело познавательный характер и способствовало умению старших дошкольников переносить приобретенный опыт полученный в игре в социальную действительность.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год