Проект «Доброе дело»
Актуальность:
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов — направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально — личностного развития. Несмотря на то, что технология «Дети — волонтеры» удивительно простая в использовании, давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети — волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др. Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.
Скачать конспект
Тип проекта: творческий, информационный.
Вид: групповой.
Участники: Дети младшего дошкольного возраста, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, специалисты ДОУ.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, привлечение детей старшего возраста к работе в среде младших дошкольников
Задачи:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе
- Развитие самостоятельности и ответственности у младших детей.
- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Предполагаемый результат: внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения детей разного возраста, родителей и педагогов, деятельность которых продиктована доброй волей, которая приведет к формированию у старших дошкольников таких качеств как ответственность и самостоятельность.
В данном проекте межгрупповое взаимодействие взаимно обогатит детей разных возрастов: младших продвинет в своем развитии, а старшим даст возможность быть образцом для подражания.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный:
- Изучение литературы, сбор материала, в котором представлены технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность: качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
- Опрос родителей старшей группы «Нравственное воспитание дошкольника в семье».
Цель: выяснить у родителей проблемы нравственного воспитания ребенка в семье.
3. Планирование работы по данной теме.
Предварительная работа с детьми старшего возраста.
Название мероприятия
|
Цель
|
Участники
|
Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
|
Познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
|
Дети старшего возраста, педагоги
|
Беседы, чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр мультфильмов, составление рассказов по картинкам
|
Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
|
Дети старшего возраста, педагоги
|
Игры: «Протяни руку добра», «Вежливые слова», «Оцени поступок», «Помоги товарищу», «Цветок доброты»
и другие.
|
Создание благоприятного эмоционального настроя у детей
|
Дети старшего возраста, педагоги, родители
|
2 этап. Реализация проекта:
- Оказание помощи детям младших групп в течение дня.
Планирование
Неделя
|
Тема
|
Цель для младшей группы
|
Цель для подготовительной группы
|
Первая неделя
|
Гимнастика с друзьями.
|
Способствовать воспитанию у детей интереса к занятиям физической культуры
|
Воспитывать доброжелательное отношение и помощь ребятам, младше их возрастом.
|
Вторая неделя
|
Гигиена (подготовка к завтраку) с друзьями.
|
Формирование у детей привычку мыть руки перед едой, насухо обтираться личным полотенцем.
|
Привлечение детей волонтёров помогать малышам пользоваться туалетными принадлежностями
|
Третья неделя
|
Участие в занятиях: рисование, лепка, музыкальное, физкультурное.
|
Развивать творческие способности детей,
|
Формировать у детей позитивную установку на добровольную волонтёрскую деятельность.
|
Четвертая неделя
|
Прогулка с друзьями (подготовка к прогулке, игры на прогулке)
|
Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, оказание закаливающих процедур.
|
Привлечение детей – волонтёров помогать малышам одеваться на прогулку, раздеваться с прогулки, кормление птиц, уборка игрового инвентаря, игры на прогулке
|
Пятая неделя
|
Дежурство перед обедом
|
Наблюдение за трудовой деятельностью детей – волонтёров и привитие желания и умения трудиться.
|
Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, правильно сервировать стол и убирать посуду после еды.
|
Шестая неделя
|
Подготовка ко сну
|
Обучать порядку раздевания, при помощи детей – волонтеров, снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицу, застежки, выворачивать вещи и аккуратно развешивать
|
Привлечение детей – волонтёров помогать малышам подготавливаться ко сну
|
Седьмая неделя
|
Совместные игры
|
Обогащение игрового опыта через совместные игры с детьми старшего возраста (индивидуальные и малыми группами), развивать положительнее эмоции.
|
Побуждать детей – волонтёров организовывать различные виды совместных игр с малышами.
|
3 этап. Заключительный.
Название мероприятия
|
Цель
|
Участники
|
Выпуск видеофильма «Спешим на помощь»
|
Сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
|
Педагоги, родители
|
Создание буклетов «Протяни руку добра»
|
Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
|
Дети старшего возраста, педагоги, родители
|
Итоговое мероприятие «День волонтера».
|
Награждение ребят-волонтеров
|
Дети старшего возраста, педагоги, родители
|
|