| Участие родителей в реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. |
| Нравственное воспитание | |
| Автор: Асташина Ольга Олеговна | |
| 31.10.2025 12:32 | |
|
Дошкольный возраст – это уникальный и значимый этап в становлении человека, когда закладываются основы его культурного развития, усваиваются моральные принципы и формируется особое восприятие к воспитательному воздействию взрослых. Следовательно, выбор приоритетных ценностей в дошкольном образовании сегодня определяет не только судьбу нынешних воспитанников, но и будущее всей образовательной системы страны. Одним из приоритетных направлений работы в воспитании дошкольника является духовно-нравственное воспитание его личности. Особую значимость для детей дошкольного возраста представляют собой переживания, чувства и эмоции, способствующие познанию мира и раскрытию их потенциала. Это возможно, когда педагог создает благоприятную среду для роста, развития и творческой реализации дошкольников, а также удовлетворения их индивидуальных потребностей. Все это возможно, при использовании такой инновационной формы сотрудничества между всеми участниками образовательного процессакак проектирование.
Опыт работы показывает, что использование проектной деятельности в образовательном процессе детского сада является эффективным способом духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствующим формированию гармоничной и социально ответственной личности. Реализация проектов позволяет не только усваивать знания, но и развивать моральные принципы и ценности. Проектная работа способствует формированию у детей чувства ответственности, сопереживания и уважения к окружающему миру. В процессе реализации проектов дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и находить компромиссы. Кроме того, проектная деятельность позволяет дошкольникам проявлять свою инициативу и творческие способности. Дети самостоятельно выбирают тему проекта, планируют свою работу и представляют результаты. Это способствует развитию их самостоятельности и уверенности в себе. Реализация образовательных проектов обычно включает четыре ключевые фазы: Первая – подготовительная, фокусирующаяся на определении целей. На данном этапе происходит формулировка проблемы или постановка конкретной задачи. Вторая фаза – разработка стратегии действий для достижения поставленной цели. Здесь происходит выбор необходимых информационных ресурсов и определение лиц, к которым можно обратиться за консультацией и поддержкой. Третья фаза – непосредственное выполнение проекта, включающее в себя практическую реализацию запланированных мероприятий. Заключительная фаза – представление результатов проекта в виде презентации и выявление перспективных направлений для будущих проектов. Хотелось бы остановить свое внимание на реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с привлечением родителей, так как важность их участия в духовно-нравственном становлении личности детей дошкольного возраста трудно переоценить. Именно семья является первичной средой, формирующей базовые представления о добре и зле, справедливости и милосердии. Проектная деятельность, в свою очередь, предоставляет уникальную возможность для совместного творчества, обучения и обмена опытом между детьми и родителями. Содействие участию родителей в проектной работе может осуществляться через различные формы: от разработки концепции проекта и поиска необходимых материалов до проведения совместных мероприятий и презентаций результатов. Важно создать атмосферу открытости и сотрудничества, где каждый родитель чувствует себя ценным участником образовательного процесса. Привлечение пап и мам к реализации проектов, направленных на воспитание у дошкольников моральных и духовных ценностей, требует тщательного планирования и учета интересов и возможностей каждой семьи. Необходимо предложить разнообразные варианты участия, учитывая занятость родителей и их профессиональные навыки. Это могут быть тематические беседы, экскурсии, совместные игры, творческие мастерские и мастер-классы. Совместные проекты, такие как «Традиции нашей семьи», «Здоровая семья» позволяют родителям поделиться своим опытом воспитания, рассказать об уникальных обычаях и ценностях, которые передаются из поколения в поколение. Это способствует укреплению внутрисемейных связей и формированию у детей чувства гордости за свою семью. Проект "Прикосновение к истории семьи" не только сплачивает детей и родителей, но и помогает им лучше понять друг друга, укрепить семейные связи. Совместная работа над проектом становится прекрасной возможностью для родителей поделиться воспоминаниями, передать детям свой опыт и знания. А для детей — это шанс узнать больше о своих корнях, почувствовать себя частью большой и дружной семьи. Такие проектыявляются важным этапом в формировании у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине. Они помогают им осознать, что история страны – это история каждой семьи, каждого человека. И что, только бережно храня память о прошлом, можно построить достойное будущее. При реализации проектов нетрадиционные формы родительских собраний, например, с использованием народных фольклорных игр и развлечений, создают атмосферу непринужденности и способствуют более активному вовлечению родителей в обсуждение актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания. Так, участие в народных играх помогает родителям лучше понять культуру и традиции своего народа, а также увидеть возможности их использования в воспитании детей. Мини-зарядка, представленная семьей воспитанника, внесла элемент новизны и веселья в родительское собрание. Детей и родителей ждала настоящая импровизация, разработанная с учетом возрастных особенностей и интересов. Вместо скучных наклонов и приседаний дети с удовольствием повторяли за ведущим движения, имитирующие животных, собирали воображаемые фрукты и даже "плавали" по группе. Все это сопровождалось веселой музыкой, которая поднимала настроение и заряжала энергией на весь день. Опыт оказался настолько удачным, что воспитатели и многие родители решили взять его на вооружение и внедрить элементы семейных мини-зарядок в повседневную практику. Праздники и развлечения, организованные в соответствии с планом проекта, так же позволяют объединить усилия детского сада и семьи в формировании у детей нравственных качеств и представлений. Например, вечера-встречи с ветеранами, особенно с участием членов семей воспитанников, способствуют формированию у детей чувства уважения к старшему поколению, патриотизма и гражданственности. Благодаря циклу развлечений «Профессии моих родителей» дети узнали, что мир профессий – необычный мир. И знакомство с ним началось с профессиями родителей, которые не только рассказали о своем труду, но и представили мастер –классы по рисованию, выпечки и столярному делу. Особый интерес вызвала фотовыставка, где были представлены профессии, с которыми дети ранее не сталкивались. Они узнали о новых и перспективных профессиях, которые появляются в связи с развитием технологий. Это помогло им задуматься о своем будущем и о выборе профессии. Одна из таких новых форм, как интерактивное общение в сети Интернет предоставляет родителям возможность получать консультации специалистов, обмениваться опытом, задавать вопросы и обсуждать проблемы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей в рамках реализации того или иного проекта. Совместные выставки, такие как «Мамочка родная», «Гордость нашей группы», «Моя семья», «Пасхальное яичко», «Бабушкин сундучок», способствуют развитию творческих способностей детей и родителей, а также укреплению эмоциональной связи между ними. Продукты проектов собраны в общий альбом, который хранится в группе. При желании дети могут вновь и вновь прикоснуться к истории своей семьи. Проектирование как метод духовно-нравственного воспитания детей с привлечением родителей открывает широкие возможности для формирования у подрастающего поколения устойчивых моральных принципов и ценностей. Активное участие родителей в проектной деятельности, ориентированной на формирование духовно-нравственных качеств у детей в период дошкольного детства, способствует укреплению семейных ценностей, развитию чувства ответственности и гордости за своего ребенка. В процессе совместной работы родители не только передают свой опыт и знания, но и сами учатся новому, расширяют свой кругозор и становятся более осознанными в вопросах воспитания.
|



Участие родителей в реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.








