Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.
Нравственное воспитание
Автор: Фролова Татьяна Алексеевна   
02.11.2024 16:38

Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.

Фролова Т.А. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду». Д. Медведев

Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольников. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребёнка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

 

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности ещё в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием детей, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Важнейшей педагогической задачей, продиктованной социальным заказом, является воспитание культуры поведения подрастающего поколения. Безусловно, решением этой задачи необходимо заниматься, уже начиная с

дошкольного возраста, как наиболее благоприятного периода развития личности ребёнка.

К механизмам реализации этого сложного и многоаспектного процесса относят прежде всего развивающее образовательное пространство, игровую деятельность, художественную литературу.

Особую роль из основных средств для формирования нравственных качеств у дошкольников я выделила художественную литературу, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.

На основе знакомства с различными художественными произведениями, дети глубже познают окружaющую действительность, мир природы, многообразие трудовой деятельности людей, жизнедеятельностью ровесников, с характером их взаимодействия, с их радостями и печалями, успехами и неудачами, победами и поражениями.

В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Сказка. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее более интригующей в двух направлениях: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребёнка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный.

Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. Также в рассказах используются животные, птицы окружающей природы в роли главных героев. Рассказы содержат более реальные события из жизни автора или героев. События развиваются динамично, последовательно, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.

Пословицы. Пословица — малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, пословица отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально -исторического опыта народа: «Мир да лад — большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

При знакомстве обучаемых с произведениями художественной литературы, педагогу следует быть предельно внимательным к характеру этих произведений и отбирать те, которые несут максимальный воспитательный потенциал, понятны и доступны для ребёнка, могут чему-то научить, ознакомить с положительным опытом взаимодействия героев произведений с окружающей действительностью. Это представляется особенно важным в контексте привития детям гуманистических чувств и развития у них нравственно -этических представлений, а также трансформации полученных представлений в реальную жизнь, в которую вовлечён ребёнок. Об этом говорил в своё время В.Г. Белинский, подчёркивая этическую направленность детской литературы.

Отбор конкретных произведений литературы осуществляется педагогом в контексте поставленных образовательных и воспитательных задач, осуществляется исходя из их идейной направленности и ценностных значений. Выбор художественной литературы также осуществляется с учётом возрастных особенностей детей. По справедливому утверждению М.А. Васильевой, именно тематическое распределение произведений для чтения и рассказывания воспитанникам призвано в большей мере содействовать систематической и комплексной реализации процесса формирования у них культуры поведения в период дошкольного детства. В данном контексте представляется целесообразным осуществление повторного чтения, обеспечивающего существенное углубление чувств и представлений

каждого ребёнка. При этом нет необходимости в обязательном включении в образовательный процесс большого количества произведений. Главное состоит в том, чтобы они характеризовались высокой художественностью и глубиной мысли.

На основе анализа выше обозначенных работ, а так же собственного видения данного вопроса, можно выделить следующие критерии отбора художественных произведений для включения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений:

  • моральный смысл произведения;
  • уровень литературной ценности произведения;
  • соответствие содержания и языкового оформления литературного произведения особенностям психического развития

обучаемых дошкольников;

  • учёт специфики познавательных процессов детей, их опыта жизнедеятельности в конкретных условиях проживания;
  • интересный сюжет, простота изложения, доступность восприятия;
  • совокупность решаемых педагогом образовательных задач.

Ввиду небогатого жизненного опыта дошкольник часто бывает не готов к самостоятельному выявлению главного в прослушанном тексте произведения. Многие учёные -практики [1; 5; и др. ] отмечают. что знакомство с литературой необходимо сопровождать этическими беседами с детьми о прочитанном и выделяя главные моральные выводы из данного произведения.

При подготовке и проведении занятия воспитатель должен чётко определить, над анализом какого аспекта культуры поведения он предполагает работать с детьми в контексте их знакомства с художественным произведением, и исходя из этого структурировать ход беседы. Не стоит предлагать детям чрезмерно большое количество вопросов, так как это препятствует усвоению главной мысли произведения, эмоциональному переживанию впечатления от прослушанного. Следует иметь в виду, что некорректная постановка вопроса может спровоцировать неверный ответ или отвлечь внимание детей от главной мысли. Вопросы, задаваемые педагогом, должны волновать воспитанников, вызывать у них интерес к поведению и поступкам персонажей, их внутреннему миру, личностным свойствам, душевному состоянию. Вопросы, задаваемые детям по художественному произведению, должны быть просты и понятны.

В ходе беседы по содержанию произведения педагогу следует держать в поле зрения эмоциональный настрой детей и при необходимости активизировать обсуждение прослушанного, что должно способствовать углублению впечатлений дошкольников от прочитанного, укреплению и развитию переживаемых ими чувств.

С этой целью целесообразно выбирать художественные произведения со сходным содержанием. Таковыми могут быть, например, рассказы В.А. Осеевой «Почему?» [7] и Н.Н. Носова «Карасик» [6].

В ходе беседы по содержанию обоих рассказов дошкольники учатся сопоставлять факты, образы, анализировать поступки, давать им

сравнительную оценку. Закрепление чувств, переживаемых дошкольниками под впечатлением двух рассказов, приводит их

к выводу: нельзя обманывать, нельзя сваливать свою вину на других, так как это нечестно и несправедливо.

В дальнейшем представления, формирующиеся у детей на основе знакомства с содержанием художественных произведений, постепенно трансформируются в их жизненный опыт. У дошкольников развиваются реальные нравственные

мотивы культурного поведения, которыми они и руководствуются в своих действиях [; 4].

Выводы. Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить следующее:

Во-первых, произведения художественной литературы способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста многообразного взаимодействия людей, постижению особенностей их характеров, глубины и сложности их переживаний., служат важным фундаметом для формирования и дальнейшего развития нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Во-вторых, именно художественные произведения непосредственно, чётко и убедительно представляют яркие примеры культурного поведения, которые могут использоваться воспитанниками ДОУ в качестве образцов для подражания.

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить,

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

(А. Лесных)

Литература:

  1. Белинский, В.Г. Мысли и заметки о русской литературе / В.Г. Белинский. – М.: Владос, 2008. – С. 115-116
  2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.
  3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – СПб.: Акцидент, 1996. – 127 с.
  4. Джиоева, А.Р. Формирование нравственной воспитанности как фактор личностного развития старшего дошкольника / А.Р. Джиоева // Дневник науки. – 2022. – № 3 (63).
  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 151 с.
  6. Носов, Н.Н. Все рассказы и повести / Н.Н. Носов. – М.: Дрофа-плюс, 2014. – 734 с.
  7. Осеева, В.А. Рассказы / В.А. Осеева. – М.: Просвещение, 2011. – 483 с.
  8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
  9. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с 10. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.
  10. Мулько. И.Ф. Социально -нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М.: Просвещение, 2004 – 96 с.
  11. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. — М.: Просвещение, 2011. – 165 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год