Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.
Нравственное воспитание
Автор: Фролова Татьяна Алексеевна   
02.11.2024 16:38

Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.

Фролова Т.А. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду». Д. Медведев

Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольников. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребёнка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

 

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности ещё в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием детей, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Важнейшей педагогической задачей, продиктованной социальным заказом, является воспитание культуры поведения подрастающего поколения. Безусловно, решением этой задачи необходимо заниматься, уже начиная с

дошкольного возраста, как наиболее благоприятного периода развития личности ребёнка.

К механизмам реализации этого сложного и многоаспектного процесса относят прежде всего развивающее образовательное пространство, игровую деятельность, художественную литературу.

Особую роль из основных средств для формирования нравственных качеств у дошкольников я выделила художественную литературу, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.

На основе знакомства с различными художественными произведениями, дети глубже познают окружaющую действительность, мир природы, многообразие трудовой деятельности людей, жизнедеятельностью ровесников, с характером их взаимодействия, с их радостями и печалями, успехами и неудачами, победами и поражениями.

В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Сказка. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее более интригующей в двух направлениях: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребёнка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный.

Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. Также в рассказах используются животные, птицы окружающей природы в роли главных героев. Рассказы содержат более реальные события из жизни автора или героев. События развиваются динамично, последовательно, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.

Пословицы. Пословица — малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, пословица отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально -исторического опыта народа: «Мир да лад — большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

При знакомстве обучаемых с произведениями художественной литературы, педагогу следует быть предельно внимательным к характеру этих произведений и отбирать те, которые несут максимальный воспитательный потенциал, понятны и доступны для ребёнка, могут чему-то научить, ознакомить с положительным опытом взаимодействия героев произведений с окружающей действительностью. Это представляется особенно важным в контексте привития детям гуманистических чувств и развития у них нравственно -этических представлений, а также трансформации полученных представлений в реальную жизнь, в которую вовлечён ребёнок. Об этом говорил в своё время В.Г. Белинский, подчёркивая этическую направленность детской литературы.

Отбор конкретных произведений литературы осуществляется педагогом в контексте поставленных образовательных и воспитательных задач, осуществляется исходя из их идейной направленности и ценностных значений. Выбор художественной литературы также осуществляется с учётом возрастных особенностей детей. По справедливому утверждению М.А. Васильевой, именно тематическое распределение произведений для чтения и рассказывания воспитанникам призвано в большей мере содействовать систематической и комплексной реализации процесса формирования у них культуры поведения в период дошкольного детства. В данном контексте представляется целесообразным осуществление повторного чтения, обеспечивающего существенное углубление чувств и представлений

каждого ребёнка. При этом нет необходимости в обязательном включении в образовательный процесс большого количества произведений. Главное состоит в том, чтобы они характеризовались высокой художественностью и глубиной мысли.

На основе анализа выше обозначенных работ, а так же собственного видения данного вопроса, можно выделить следующие критерии отбора художественных произведений для включения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений:

  • моральный смысл произведения;
  • уровень литературной ценности произведения;
  • соответствие содержания и языкового оформления литературного произведения особенностям психического развития

обучаемых дошкольников;

  • учёт специфики познавательных процессов детей, их опыта жизнедеятельности в конкретных условиях проживания;
  • интересный сюжет, простота изложения, доступность восприятия;
  • совокупность решаемых педагогом образовательных задач.

Ввиду небогатого жизненного опыта дошкольник часто бывает не готов к самостоятельному выявлению главного в прослушанном тексте произведения. Многие учёные -практики [1; 5; и др. ] отмечают. что знакомство с литературой необходимо сопровождать этическими беседами с детьми о прочитанном и выделяя главные моральные выводы из данного произведения.

При подготовке и проведении занятия воспитатель должен чётко определить, над анализом какого аспекта культуры поведения он предполагает работать с детьми в контексте их знакомства с художественным произведением, и исходя из этого структурировать ход беседы. Не стоит предлагать детям чрезмерно большое количество вопросов, так как это препятствует усвоению главной мысли произведения, эмоциональному переживанию впечатления от прослушанного. Следует иметь в виду, что некорректная постановка вопроса может спровоцировать неверный ответ или отвлечь внимание детей от главной мысли. Вопросы, задаваемые педагогом, должны волновать воспитанников, вызывать у них интерес к поведению и поступкам персонажей, их внутреннему миру, личностным свойствам, душевному состоянию. Вопросы, задаваемые детям по художественному произведению, должны быть просты и понятны.

В ходе беседы по содержанию произведения педагогу следует держать в поле зрения эмоциональный настрой детей и при необходимости активизировать обсуждение прослушанного, что должно способствовать углублению впечатлений дошкольников от прочитанного, укреплению и развитию переживаемых ими чувств.

С этой целью целесообразно выбирать художественные произведения со сходным содержанием. Таковыми могут быть, например, рассказы В.А. Осеевой «Почему?» [7] и Н.Н. Носова «Карасик» [6].

В ходе беседы по содержанию обоих рассказов дошкольники учатся сопоставлять факты, образы, анализировать поступки, давать им

сравнительную оценку. Закрепление чувств, переживаемых дошкольниками под впечатлением двух рассказов, приводит их

к выводу: нельзя обманывать, нельзя сваливать свою вину на других, так как это нечестно и несправедливо.

В дальнейшем представления, формирующиеся у детей на основе знакомства с содержанием художественных произведений, постепенно трансформируются в их жизненный опыт. У дошкольников развиваются реальные нравственные

мотивы культурного поведения, которыми они и руководствуются в своих действиях [; 4].

Выводы. Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить следующее:

Во-первых, произведения художественной литературы способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста многообразного взаимодействия людей, постижению особенностей их характеров, глубины и сложности их переживаний., служат важным фундаметом для формирования и дальнейшего развития нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Во-вторых, именно художественные произведения непосредственно, чётко и убедительно представляют яркие примеры культурного поведения, которые могут использоваться воспитанниками ДОУ в качестве образцов для подражания.

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить,

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

(А. Лесных)

Литература:

  1. Белинский, В.Г. Мысли и заметки о русской литературе / В.Г. Белинский. – М.: Владос, 2008. – С. 115-116
  2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.
  3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – СПб.: Акцидент, 1996. – 127 с.
  4. Джиоева, А.Р. Формирование нравственной воспитанности как фактор личностного развития старшего дошкольника / А.Р. Джиоева // Дневник науки. – 2022. – № 3 (63).
  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 151 с.
  6. Носов, Н.Н. Все рассказы и повести / Н.Н. Носов. – М.: Дрофа-плюс, 2014. – 734 с.
  7. Осеева, В.А. Рассказы / В.А. Осеева. – М.: Просвещение, 2011. – 483 с.
  8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
  9. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с 10. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.
  10. Мулько. И.Ф. Социально -нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М.: Просвещение, 2004 – 96 с.
  11. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. — М.: Просвещение, 2011. – 165 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год