Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возрастав воспитательном процессе
Нравственное воспитание
Автор: Серкина Лариса Петровна   
24.10.2024 14:12

Формирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возрастав воспитательном процессеФормирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возрастав воспитательном процессе

Серкина Л.П., воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» г.-к. Анапа

В процессе воспитания личности важное значение имеет формирование нравственных качеств ребенка. Человек в процессе своей жизни постоянно находится во множестве связей: общественных и личных. В связи с этим он должен организовать свое взаимодействие с другими людьми, подчиняться определенным нормам общества, правилам и требованиям.

Мы должны понимать, что соблюдение моральных норм и правил – это не принуждение человека, а исключительно осознанное принятие человеком и понимании норм и правил, необходимых для общения.

Нравственное воспитание сложный и многогранный процесс. Но важно отметить факт того, что он возможен лишь в совместном достижении цели: со стороны воспитателя организационное и целенаправленное воздействие на ребенка, вместе с тем ребенок сам должен принимать активное и осознанное участие в этом взаимодействии. Так же важно сказать о том, что воспитатель может осуществлять свою деятельность в направлении ребёнка через его товарищей, через детский коллектив.

 

Задачи по нравственному воспитанию достаточно точно раскрыл М.И. Рожков. [3, 45] Он выделял следующие задачи: обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формировать нравственное чувства; вооружать воспитанников знаниями о морали, раскрывать ее сущность, формировать культуру и организацию повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения; систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения.

Формы работы дошкольном учреждении по нравственному воспитанию многообразны. Самой распространенной формой взаимодействия можно назвать этическую беседу, главная цель которой обогатить представление ребенка моральными нормами и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В ходе бесед у детей формируется оценочное отношение детей к своему поведению и поведению других людей.

Нельзя отрицать того, что большое влияние на сознание и поведение дошкольников оказывает пример других людей. Примера обладает большой воспитательной силой, она основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию и самовоспитанию, и изменению их жизненной позиции. [ 2, 32 ] Конечно, жизненные ситуации, возникающие каждый день перед глазами ребенка позволяют видеть не только положительные, но и отрицательные примеры. В этом случае важно обращать внимание детей на негативное в жизни и поведение людей, проводить совместное обсуждение сложившихся ситуаций и вместе искать пути решения. Важно формировать умение ребенка извлекать правильные выводы из ситуаций.

В силу своего возраста, жизненный опыт дошкольника еще очень небогат. Однако, вместе с тем ведущим видом деятельности является игра, которая может помочь воспитателю в воспроизведении общественной жизни. Созданные различные игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. «Игра, – говорил А.С. Макаренко, – имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» [2, 54]

Хочу отметить важную роль литературных произведений в нравственном воспитании дошкольников: чтение или инсценировка и их обязательное совместное обсуждениесамими детьми. Такая работа позволяет расширить кругозор детей, понять и усвоить нормы, принципы нравственности и одновременно развивать у них художественный вкус.

Педагог должен понимать, что работа по нравственному воспитанию – это время живого общения между детьми и взрослыми, а не сухого прочтения текста художественного произведения. Поэтому очень важно создать благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно, чтобы они ощущали себя не объектами воспитательного воздействия, а полноправными участниками серьезного и содержательного диалога.

Удобно вести работу над нравственным воспитанием по нескольким блокам. В каждом из которых детально прорабатывать темы личностной культуры, формирования культурных взаимоотношений, правила хорошего тона.

Первый блок включает в себя ряд занятий, которые формируют личностные качества человека, такие как доброта, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

В этом блоке важно сделать акцент на чтение следующих произведений:

В. Осеев «Плохо». Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков? б) почему женщина их осудила? в) а может вы себя узнали в этом рассказе?

Рассказ В. Осеева «На катке» Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) почему Витя не помог девочке? б) что оказалось для него важнее заботы о девочке?

Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) так что же такое – «самое страшное»? б) почему Вова стал одиноким? в) почему человеку плохо одному?

Также интересны и познавательны в прочтении будут рассказы С. Баруздина «За обедом» и Л. Пантелеев «Честное слово». Дети, прослушав и обсудив эти произведения делают вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость.

Следующий блок раскрывает сущность нравственных отношений между людьми. Воспитатель в беседах или в любимой моими детьми форме взаимодействия «Утренний круг» говорит детям о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, затем происходит обмен мнениями и фиксирование сказанного на мольберте. В своей статье я отмечала, что самый благодатный материал –это литературные образы. Рекомендую провести с детьми ролевую игру «Волшебное слово «Здравствуйте!», после прочтения и обсуждения стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик». В процессе анализа поступков литературных героев, воспитатель помогает ребенку разобраться в произошедшем, понять мотивы персонажа, дать верную нравственную оценку. В результате такого взаимодействия у ребенка формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

В следующем блоке с детьми проводится работа, в результате которой дети осваивают нормы и правила поведения в детском саду, на улице, в общественном месте. Процесс накапливания представления о хороших и плохих поступках происходит у ребенка постоянно, он учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Человек – существо социальное и внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей. В связи с этим, предлагаю провести игру «Кто больше знает правила хорошего тона». Детям предлагается достать из мешочка карточку с картинкой ассоциацией «Будь вежлив», «Будь приветлив», «Не опаздывай», «Не капризничай» и предложить свое описание. Кроме того, действенным и интересным способом является создание правил группы. Когда дети зарисовывают на картинках определенные правила поведения в группе и фиксируют их на бумаге, размещают в доступном месте групповой комнаты. Интересен вариант совместного с детьми и родителями «Разговора о важном», где происходит проигрывание ситуаций из дидактической игры «Береги живое». Для работы с детьми в этой теме хорошо использовать подборку стихов: Л. Татьяничевой «Черемуха», Р. Гамзатова «Цветы как люди плачут», Е. Карасева «Если я сорву цветы», Я. Акима «Планета – сад» и другие. Можно предложить детям сделать выставку рисунков «Мой край любимый».

Работая над формированием нравственных качеств личности, предлагаю повторять правила поведения в театре. Внимательно относится к людям, которые работают в театре. Ролевая игра «Мы идем в театр» отлично поможет в проигрывании различных ситуации, которые могут случиться при посещении театра. Важно выполнять правила в общественном транспорте. В этом помогут инсценировки «Девочка с куклой», стихотворения А. Барто «Любочка» и С. Михалкова «шёл трамвай десятый номер».

С большим интересомдетей и их вовлеченностью проходит в детском саду «Неделя вежливости». Дети запоминают правила вежливости. Мы знаем, что в вежливости проявляются отношение к другим людям. Дети узнают, что вежливый человек не причиняет другим неприятность. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Во время прогулок можно провести игру «Вежлив – невежливо», в ходе которой дети хлопают в ладоши, если названное воспитателем действие соответствует правилам вежливости или приседают – если нет. Вот примерный перечень действий: «Поздороваться при встрече…», «Толкнуть, но не извиниться…», «Помочь подняться, если человек упал…», «Взять билет в автобусе…», «Не уступать место пожилому человеку…»

Работа по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста огромна. Уважаемые педагоги, помните, что вы тоже являетесь ежедневным примером поступков и речи для детей. В наших с вами силах сделать эту работу интересной и полезной для детей.

Список литературы:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия. – Ярославль, 1997.
  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. –М.: Союз, 2000.
  3. Рожков М.И. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманист, 2001
  4. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 39 (355) выйдет
30 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год