Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание
Автор: Зайлер Елена Александровна   
18.06.2024 08:30

Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастаДуховно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ "ДС № 364 г.Челябинска" Воспитатель первой категории Зайлер Елена Александровна

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста является актуальной в настоящее время. В дошкольном образовании одно из приоритетных направлений является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Как же сформировать педагогу у дошкольников нравственные чувства, этические представления, привить нормы и правила поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу?

 

Одним из условий осуществления нравственного воспитания детей является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Педагогу нужно помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

От педагога требуется много терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. При индивидуальном взаимодействии с ребенком можно найти "ключик" к каждому воспитаннику. Стержнем в педагоге к детям должны стать внимание и любовь, соблюдение диалога в общении. Для установления контактов с детьми необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его настроение и чувства.

Доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

В процессе общения с детьми педагог ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы применяет игры нравственного содержания, беседы, проблемные ситуации, посильная помощь взрослым.

Вот некоторые из них:

- О дружбе. Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья». Литературно-музыкальная викторина «О дружбе».

- Мы – друзья. Педагогические ситуации. Работа над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней».

- Про товарищей. Беседа на тему: «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества.

- Хорошие и плохие поступки. Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Педагогические ситуации о разном поведении детей.

- Отрицательные качества. Просмотр мультфильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость.

- Доброта. Беседа о заболевших детях, изготовление подарков для них. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях.

- Животные в нашей жизни. Беседы о бережном отношении к животным. Рассматривание книг о животных. Загадки о животных. Рассматривание иллюстраций с животными занесенными в Красную книгу.

- Малая родина. За что мы любим свой город. Дидактическая игра «Иностранец». Рассматривание фотографий достопримечательностей города.

- Помогаю дома. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию. Рисование на тему: «Помогаю дома».

Таким образом, при взаимодействии педагога и детей дошкольного возраста в духовно-нравственном воспитании формируются положительные качества, жизненные принципы, положительное отношение к миру, Поэтому педагог и ребенок должны быть полноправными участниками педагогического процесса.

Неравнодушие педагога позволит посеять в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, заботу о своем и чужом здоровье.

Библиографический список

  • Авдулова, Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/ Т.П. Авдулова // Воспитатель ДОУ. — 2015. — №: 2. — C. 12-22.
  • Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. — М.:, 2003. – 128 с.
  • Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  • Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
  • Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова. — М.: Академия, 2009. – 156 с.
  • Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. — М., 2004 — 96 с.
  • Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – Питер, 2013. – 416 с.
  • Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. – 103с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (354) выйдет
20 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год