Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Приобщение старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей»
Нравственное воспитание
Автор: Селищева Светлана Вячеславовна Казакова Елена Викторовна Хусаинова Наталья Валентиновна   
12.04.2024 06:45

«Приобщение старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей»«Приобщение старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей»

Коллектив авторов:

  • Казакова Елена Викторовна, воспитатель,
  • Селищева Светлана Вячеславовна, воспитатель,
  • Хусаинова Наталья Валентиновна, воспитатель,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №235

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и содержит в себе перечень основных принципов дошкольного образования, одним из которых являются: сотрудничество ДОУ с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Скачать конспект

Нравственное воспитание ставит определенные задачи перед педагогами дошкольной образовательной организации: продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Сейчас в эпоху современного прогресса во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые являются фундаментом здоровой семьи. Учитывая педагогическую и воспитательную ценность семейных традиций, необходима целенаправленная работа детского сада и родителей по возрождению традиций в семьях воспитанников.

Одним из приоритетных направлений работы нашего МБДОУ является коррекционно- развивающая деятельность, направленная на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, предупредить отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов, создания условий для полноценного развития речи детей.

Цель инновационного образовательного проекта

Основной целью инновационного образовательного проекта в ДОУ является воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края, семьи, ценностей семейных отношений. Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи инновационного образовательного проекта

  • Развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку-матери. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интереса к самобытной русской культуре, своему Отечеству. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
  • Формировать умение проявлять заботу о родных людях. Воспитывать нравственные качества личности: честность, доброжелательность, отзывчивость. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • Формировать представление о семейных традициях, семейных ценностях, обогащать активный словарь детей.
  • Создавать в ДОУ условия разнообразного по содержанию и форме сотрудничество с семьей. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению детей с миром семейных традиций, значимости семьи в жизни человека.

Принципы взаимодействия:

  • целенаправленность;
  • системность;
  • доброжелательность;
  • открытость;
  • плановость;
  • дифференцированный подход к работе с родителями.

Практическая часть

Исследовательская деятельность осуществляется по следующим этапам:

  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы
  • анкетирование «Семейные традиции в вашей семье»
  • занятия с включением проблемных ситуаций
  • комплексные блочно — тематические занятия
  • интеграция: частичная и полная
  • метод проектов, как метод развития творческого мышления.

Форма работы с детьми

  • Организованная образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим
  • Исследовательско-творческая деятельность (игры, драматизации и т.д.)
  • Ролево-игровые (проект с элементами творческих игр, где дети сами решают поставленные проблемы)
  • Информационно-практико-ориентированные
  • Творческие (праздники, выставки, газеты, альбомы).

Содержание инновационного образовательного проекта

Проект содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел имеет свою цель.

Первый раздел — «Семейные традиции и ценности»: мероприятия направленные на ознакомление с историей возникновения родной семьи, традициях, возникновения родного края.

Второй раздел — «Слушаю, представляю, творю»: мероприятия по развитию детского творчества. Этот раздел включает организацию конкурсов рисунков, поделок, инсценировок сказок, лепку, и т.д. Через творческую деятельность ребенок способен глубже чувствовать этническую культуру, ценности, самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах деятельности.

Третий раздел — «Мой край родной — моя Семья». Данный раздел включает в себя выставочную, рекламную и издательскую деятельность (тематические выставки, буклеты и т.д.), которая познакомит детей и родителей с литературой по этой тематике. Мероприятия данного раздела направлены на создание условий для развития интереса к культуре, быту и ценностям населения родного края.

Работа с детьми

Предварительная работа:

  • Чтение народных сказок, былин, песенок.
  • Заучивание стихов, частушек, загадок.
  • Слушание песен, музыки.
  • Беседа о быте, обычаях семей, разных народов Поволжья.
  • Сбор, рассматривание предметов быта.
  • Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Последующая работа с детьми складывалась из:

  • Расширение представлений об окружающем мире; о традициях и культуре русского народа, знакомство с понятием «Что такое семья», родословной
  • Внесение альбома «Семья», рассматривание его
  • Игры- драматизации
  • Просматривание сказки-мюзикла «Мама»
  • Разучивание и показ пальчикового театра «Красная шапочка»
  • Внесение атрибутов и изготовление декораций к театрам
  • Аппликации, рисование, лепка по теме
  • Чтение народных сказок, песен работа над интонацией
  • Рождественские посиделки
  • Проведение КВН, создание герба семьи
  • Посещение музеев
  • Проведение дидактических игр по развитию речи
  • Заучивание загадок, пословиц о матери, семье, Родине
  • Макетирование «Русская изба»
  • Итоговое занятие «Минута славы».

Взаимодействие с родителями

  • привлечение родителей к изготовлению книг о семье и ценностях
  • атрибутов к играм
  • участие в выставках рисунков
  • посещение музеев
  • изготовление кукол в национальных костюмах, альбомов «Моя родословная»
  • консультации «Создание пространственной среды в группе детского сада и в семье»
  • анкетирование, тренинги, участие в проектной деятельности.

Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой. И первым в этом взаимодействии являются родители наших детей. Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога отдельной программы, как единства системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижения целей.

Ожидаемые результаты:

  • Возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
  • Получение дополнительных знаний о народах населяющих нашу область, развитие интереса к их культуре.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Развитие толерантности.
  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и к самому себе.
  • Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
  • Приобщение ребенка к национально-культурному наследию.
  • Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год