Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Планета — вежливых слов и хороших манер»
Нравственное воспитание
Автор: Джураева Наталья Сергеевна   
08.03.2024 13:03

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Планета — вежливых слов и хороших манер»Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Планета — вежливых слов и хороших манер»

МАОУ Медвежьи – Озёрская СОШ № 19 структурное подразделение детский сад «Солнечный зайчик» ГОЩ автор: Джураева Наталья Сергеевна

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.

Цель: формирование нравственных понятий, правил поведения в общественных местах.

Задачи:

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений
  • продолжать развивать речь детей, любознательность, воображение, память. — воспитывать любовь к театру стремление к осознанному выполнению правил, взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать., культуру общения., показать необходимость употребления в речи «вежливых слов»

Предварительная работа: беседа о вежливости, о значении вежливых слов, чтение художественных произведений, разучивание физминутки и стихов.

Оборудование: Иллюстрации с изображением правил поведения в театре, программка, картинки помещения театра, кокошники для драматизации сказки «Добро и Зло», мяч для проведения игр.

 

Скачать конспект

Ход:

1 этап -Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть!

Дети встают вкруг. Звучит лирическая музыка.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети делают вдох, и выдох три раза.

А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячике я сегодня принесла?

Каждый ребенок называет цвет мячика.

Сегодня я принесла жёлтый мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком — вот так. (Показывает детям, как правильно держать мячик.)

Дети передают мячик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра

Дети. Доброе утро, Лера. Доброе утро, Кирюша и т.д. Доброе утро, Наталья Сергеевна.

Воспитатель. Доброе утро, дети. Занимайте свои места на стульчиках.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель Дети, как называется планета, на которой мы живем?

Дети. Мы живем на планете Земля.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, вежливых слов и хороших манер..

Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

На планету чтоб попасть, всем сначала надо встать, хлопнуть, топнуть и нагнуться, вновь подняться, улыбнуться. Тихо сесть, глаза закрыть, обо всём на миг забыть, дружно всем сказать слова: «Здравствуй, детство и игра».

Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза и видят, и видят друг друга.

Воспитатель: ребята, скажите, на кого вы похожи?

Правильно ребята, лицом, характером вы похожи, на маму и папу – на ваших родителей.

А на кого похожа ваша душа?

Ребята, ваша душа похожа на нашего Небесного Отца. Ведь Бог создал человека по своему образу и подобию.

Я что это значит? Знаете?

Давайте послушаем одно стихотворение. Про одну маленькую, но очень заботливую девочку, а вы мне потом скажете, понравилась ли она вам. Хорошо?

Чтение стихотворения: Е. Благинина «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!

Воспитатель: хорошая девочка, правда? А чем она понравилась вам?

Очень заботливая девочка. Сразу видно, что она любит маму и заботится о ней.

Может быть, этим она похожа на своего Небесного Отца? И он заботится о нас и любит нас, Бог и есть любовь. Когда мы любим, мы становимся подобны Ему.

Вспомним, что говорила девочка лучу: «Я тоже двигаться хочу, Я бы многого хотела: вслух читать и мяч катать, я бы песенку пропела, я б могла похохотать…»

Что же выбрала из всех своих дел и желаний девочка?

Она строго сказала себе: «Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу!»

Вот ведь что интересно: девочка выбирала, как ей поступить, рассуждала. Бог только человеку дал такой дар – размышлять, дарить добро, желание делать добрые и вежливые поступки.

Все дело в том, что доброта, как и солнце, обладает волшебной силой знаний, пускай этот солнечный лучик прикоснётся к вашему сердцу.

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло,

Заплясали, засверкали вдруг

Солнечные зайчики вокруг!

Прыгал зайчик, не жалея сил,

И тепло, и свет он всем дарил,

И кричали вслед ему друзья:

- Жить без правил на Земле нельзя!

2 этап- Если на свете жить бес правил нельзя, то нужно их всех знать друзья. Я приглашаю вас в школу правил этикета. Кто из вас знает, что означает слово этикет? Этикет – это правило поведения в общественных местах.

С какими правилами поведения вы уже знакомы? Сейчас я провею. Назовите правила поведения в транспорте, на улице, в гостях, в д/с, дома.

На улице: нельзя сорить; не рекомендуется, есть, в том числе и мороженое; обгонять идущих впереди следует слева; если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти; при встрече дорогу уступает младший старшему мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек. мужчина по улице идет слева от женщины, имеет сое объяснение.

Дело в том, что еще двести-триста лет назад мужчины не выходили из дому без оружия: у каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал (на левом для того, чтобы быстрее и удобнее было выхватить оружие из ножен правой рукой).. Для того чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай, который дошел и до наших дней.

В транспорте: не мешайте другим входить в транспорт; уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять; выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит после вас, – подать им руку.

Заходя в общественный транспорт, нельзя ломиться в дверь первому, расталкивая всех локтями: сначала нужно пропустить старших и женщин с маленькими детьми, затем заходить самому. Если заходят парень с девушкой, то сначала парень пропускает вперед девушку, а затем заходит сам. А выходит первым парень и помогает выйти девушке, подав ей руку.

В ГОСТЯХ

стихи Ирины Горюновой

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался...

Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,

Не должно его быть жалко!

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,

Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,

Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,

По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку

И бросать под стол картошку!

Похвали хозяев, дом,

А также то, что в доме том.

Ты обулся, куртку взял...

А "До свидания!" сказал?

В ДЕТСКОМ САДУ

стихи Ирины Горюновой

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

Лезь туда, где это можно,

Только очень осторожно.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй.

После сна ты потянись,

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

«Как вести себя дома»

Всегда следи за порядком в своей комнате;

Никогда не ломай мебель;

Не гоняй мяч по комнате;

Не разбрасывай вокруг острые предметы;

Не играй в шумные игры;

Не рисуй на обоях;

Не включай музыку слишком громко,

Не играй со спичками — Это опасно,

Сиди за столом спокойно.

Не катайся по перилам;

Не открывай дверь чужим людям;

Не играй и не прыгай в лифте.

Физминутка

На всей большой планете

(чертим руками невидимый круг)

Куда не посмотри

(голова: влево-прямо -вправо)

И взрослые и дети

(руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)

Мечтают о любви

(обе ладони к сердцу)

И птички, и котята

(руками-крыльями полет; ладошками сделать ушки)

И волк, и лягушата

(царапки- когти; прыжки на месте вприсядку)

Все люди ищут пару,

(обнять друг друга)

Чтобы её любить.

(начертить в воздухе сердце двумя руками)

Чтобы гулять с ней вместе

(хотьба на месте)

Вдвоем ведь интересней

(подскоки на месте)

Дарить друг другу радость

(поднять руки вверх и покружиться)

Тепло и доброту.

(ладонь влево; ладонь вправо)

Приду домой и сразу

(хотьба на месте)

Я маму обниму

(обнять себя руками)

И бабушку и папу.

(вяжет на спицах; отдает честь)

Люблю я всю семью

(начертить в воздухе сердце двумя руками)

(Дети возвращаются на места)

3 этап — Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

- Давайте поблагодарим артистов, за чудесную игру. Аплодисменты!

- Дети дружно аплодируют, благодарят артистов за игру словами: «Браво», «Бис!».

4 этап — Ребята! Мы с вами продолжим путешествие по планете, вежливых слов и хороших манер. Вы посмотрели сказку, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Как назывался спектакль?

♦ Куда и зачем шла старушка?

♦ Как помогало ей Добро?

♦ Как Зло старалось навредить старушке?

♦ Удалось ли это Злу?

♦ Как вы думаете, почему победило Добро?

Какой можно сделать вывод? (Не будь злым, самоуверенным,, нужно быть вежливым и добрым).

Бог любит нас и хочет, чтобы и мы любили Его и были похожими на Него.

-А что это значит – быть похожими на Бога?

Ребята, мы сегодня уже с вами говорили: что мы, внешне. Лицом, фигурой, походкой, похожи на наших земных родителей. Папу, маму, бабушку, дедушку. А как можно быть похожим на Бога, если он невидимый, как невидимы наши мысли, душа. В ней, в душе, и рождаются наши мысли, желания, поступки. Именно ими мы и можем стать похожими на Бога, стать подобным Ему.

-Какой Бог?

Он добрый. Давайте и мы будим добрыми. Бог любит всех людей, давайте и мы будем любить всех-всех. А как это трудно…

Порой некоторые люди нам кажутся плохими, не такими замечательными, как мы сами. Как же научиться любить?

Старцы – мудрые люди так отвечают на этот вопрос: «Надо, научится, делать добрые дела, дела любви. Тогда Господь, видя твое усердие, поселит любовь в твоем сердечке».

А вежливы ли и добры вы дети?

Чтение стихотворения

С. Маршака «Ежили вы, вежливы»

Ежили вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе

Ежили вы вежливы

В душе, а не для виду

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы,

То, сидя на занятии

Не будите с товарищем

трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Маршака и Заходера

Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости

Говорим простите, пожалуйста.

В России и в Краснодаре

На прощанье говорят до свидания.

И мы вам говорим

Все вместе: До свидание, спасибо за внимание!

Вот и подошла к концу наше путешествие. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми и вежливыми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год