Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье
Нравственное воспитание
Автор: Ширко Галина Леонидовна   
10.02.2023 15:23

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семьеРабота детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Автор: Ширко Галина Леонидовна, заведующий МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакан, Республика Хакасия.

«Вопросы духовного и нравственного развития детей
дошкольного возраста являются неотъемлемой часть
государственной политики, так как имеют жизненно
важное значение, как для каждого ребёнка, так и для
благополучия страны».

Н.А. Назарбаев

Одна из функций семьи — первоначальная социализация ребёнка. Однако семья живёт в определенном обществе в определённое время, эпоху. Все перемены в обществе накладывают свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. От благополучия семьи зависит то, как будет формироваться, и развиваться личность ребёнка. Известно, что процесс воспитания ребёнка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Ошибки воспитания с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявиться в поведении ребёнка, в различных отклонениях развития его личности.

 

Обязанность каждой семьи — развить ребёнка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.

Многие родители ошибочно считают, сто приведя ребёнка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность, за воспитание и становление личности своего ребёнка. Однако Закон РК «Об образовании» гласит: «Родители и иные законные представители обязаны: создавать детям здоровье и безопасные условия для жизни и учёбы, обеспечивать развитие и интеллектуальных и физических сил, нравственное становление; оказывать содействие организациям образования в обучении и воспитании детей» (Статья 49, п.21, 2. 3).

В задачу детского сада входит оказание грамотной профессиональной помощи семье, а также умелая организация совместного, целенаправленного развития ребёнка. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду педагоги и психологи, используя тестирование, опросы и другие средства, проводят исследование семьи, определяя:

  • тип семьи
  • влияние семьи на нравственное воспитание ребёнка
  • условия формирования нравственных качеств
  • методы и приемы воспитания
  • ошибки семейного воспитания.

В зависимости от полученных результатов исследования нравственного воспитания ребёнка в семье, от уровня педагогической культуры родителей, учёта возрастных особенности детей строится дальнейшая работа в детском саду по оказанию психолого-педагогической помощи семье.

Психолого-педагогическая служба включает просветительскую работу по воспитанию и развитию нравственности в семье: составление плана работы; проведение цикла лекций, бесед, консультаций, тестирования, родительских собраний; оформление стендов, папок передвижек; подбор литературы для родителей и т.д. однако практика показала, что такое сотрудничество детского сада и семьи ожидаемых результатов не принесло: наблюдалось формальное отношение родителей к мероприятиям, низкая посещаемость собраний, отсутствовала гармония в работе с родителями.

Учитывая современные требования к системе образования, проанализировав проведённую работу с родителями по нравственному воспитанию детей, педагоги детского сада пытались изыскать, возможности педагогической работы, в данном направлений. Был сделан вывод: деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы детского сада и семьи.

С этой целью была разработана практическая часть: проведение семинаров-практикумов, участие родителей в педагогических советах, проведение и оформление праздников, коллективные и индивидуальные посещения культурных учреждений (музей, выставки, театры) и др.

В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи и её воспитательных возможностях. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, практически доказывались социально-психолого-педагогические особенности общения воспитателей и родителей. Особое место заняла разработка конкретных рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, сценария проведения семейных чтений, походов и прогулок.

Идею разработки сценария семейного праздника подсказали родители.

В результате работы детского сада и семьи наблюдалось повышение активности родителей, их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что стали лучше понимать своих детей, сто, зная возрастные и психолого-педагогические особенности, стало проще договариваться с детьми, уменьшилось количество капризов у детей, потому что многие родители поняли, что капризы детей — это неправильная родительская реакция на поведение ребёнка.

Таким образом, повышая педагогическую культуру родителей, педагоги меняют их взгляды на нравственное воспитание, ограждает ребёнка от формирования негативного поведения и оберегает от отклонений в развитии его личности. Нравственное воспитание ребёнка в семье является важным факторам положительных изменений в обществе, его духовно-нравственного оздоровления.

Литература:

  1. Степанов, П.В., Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся. Спутник классного руководителя № 4–2011
  2. Петрова, В., Хомякова И., Стульник Т., Программа «Азбука нравственного образования». Воспитание дошкольников с № 2–2006 г.— по № 52010 г.
  3. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. — М., 1990г
  4. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. — М., 1990г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год