Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование первоначальных базовых духовно-нравственных ценностей на основе социокультурных понятий и категорий с применением бусотехники
Нравственное воспитание
Автор: Ворожбицкая Лариса Владимировна   
12.08.2022 20:23

Формирование первоначальных базовых духовно-нравственных ценностей на основе социокультурных понятий и категорий с применением бусотехникиФормирование первоначальных базовых духовно-нравственных ценностей на основе социокультурных понятий и категорий с применением бусотехники

Инновационный опыт

Ворожбицкая Лариса Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №5 Многопрофильная» г. Нефтеюганск Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Актуальность:

Задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во все времена оставались одними из самых главных государственных задач.

Много веков назад князь Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении» точно и емко определил главную силу нашего народа: «Духовность есть основа нации. Без духовности не может существовать Русь». А знаменитый академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не выживем физически, если умрем духовно».

 

Скачть проект

На протяжении нескольких десятилетий наша страна переживала период великих реформ. Эти реформы коснулись всех сторон жизни: экономики, политики, идеологии. В XXI век Россия вступила с рыночными отношениями, новой Конституцией, но, к сожалению, с искореженным сознанием. Старые ценности были полностью разрушены, а новые так и не созданы. Разруху в экономике нам все же удалось преодолеть, а вот разруха в наших умах и душах, к сожалению, осталась. Особенно пагубные последствия этой разрухи испытывает на себе молодое поколение. Ведь такие важные ценности, как любовь и верность Родине, патриотизм, честь, достоинство, уважение к старшим заменили мнимые атрибуты легкой и красивой жизни, навязываемые с экранов телевизоров и обложек глянцевых журналов.

Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерациираскрывает нам масштабы духовной деградации общества: «В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. Масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа».

В настоящее время проблема духовного возрождения России решается на самом высоком уровне.

В.В. Путин в одном из своих выступлений отметил: «Без ценностей, заложенных в христианских и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство».

С 17 октября 2013года вступил в силу ФГОС ДО, в основу которого заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Суть данной Концепции можно выразить словами Д.С. Лихачева «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»

Федеральный государственный стандарт закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования являетсяприобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из главнейших задач Стандарта является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Проблема духовного возрождения и возвращения нравственных ценностей волновала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Будучи учителем истории в средней школе, я большую часть своей работы, посвятила гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время, являясь воспитателем детского сада, я убедилась в том, прививать нравственные и духовные ценности детям необходимо с дошкольного возраста.

Я уверена, что духовно-нравственное воспитание должно являться одной из важнейших воспитательных задач в дошкольном учреждении. Приобщение к истокам национальной культуры и истории с раннего возраста целесообразно начинать со знакомства с народными праздниками, обычаями, традициями. Дошкольник способен понять, что каждый человек – это часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина – родные и дорогие сердцу места. А самое главное, есть близкие и родные люди – родственники, которые всегда рядом, и в горе, и в радости. И нужно быть достойным своего рода, не опозорить его, не предать и не прервать.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное — открывать глаза на дорогое и родное».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым и другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст отличается большой восприимчивостью, поэтому именно в этом возрасте необходимо начинать приобщение детей к истокам национальной культуры через различные виды деятельности.

Исходя из своего педагогического опыта, я пришла к выводу, что оптимальным вариантом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании является метод проектов.

Мною был разработан и реализован познавательно-творческий проект «Шкатулка с чудесами» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, главной целью которого явилось приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности с помощью применения техники использования бус. Основополагающим компонентом данной техники стала методическая разработка Майи Ивановны Родиной «Бусоград». Внимательно изучив эту методику и составляющие ее игры-упражнения с бусами, я разработала новые элементы игр и упражнений, которые помогали дошкольникам изучать культурные традиции нашей Родины.

Данный проект осуществлялся в соответствии с ФГОС ДО через различные виды деятельности и затронул следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. В планировании так же предусмотрены использование различных методов и приемов, чередование видов деятельности (познавательные беседы, чтение, рисование бусами), творческие задания, прослеживается вариативность форм организации детей: коллективной, подгрупповой и индивидуальной.

По наблюдениям, моя педагогическая практика внедрения данного проекта расширилаи разнообразила образовательное пространство, придала ему новые формы, и предоставилавозможность развития творческого, познавательного мышления детей, заложила позиции самостоятельности, активности, инициативности; в поиске ответов на вопросы, систематизировала информацию и позволила использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности дошкольников.

В связи тем, что данный проект вызвал большой интерес у детей и их родителей, я решила продолжить работу в данном направлении и разработала авторскую программу духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роднички».

Почему именно «Роднички»? С этим словом у меня ассоциируются маленькие светлые ключики бьющейся прозрачной, чистейшей питьевой воды из недр матушки-земли. Словно тоненькие, прозрачные вены, пульсируют они в глубинах Земли и питают все великие реки планеты.

Испокон веков на Руси родниковая вода считалась, да и до сих пор считается священной, а сам родник наделяется волшебной и целительной силой. Ещё наши умнейшие предки говорили: «В родник, откуда воду пьют, камни не бросают».

В названии моей программы термин «Родник» подразумевается мною не просто как источник питьевой воды, а живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. Это символ жизненной силы и духовности.

Методологическая база инновационного педагогического опыта

Теоретической и методологической основой авторской программы «Роднички» стала программа «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета).

Цель данной программы — привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы, способствующей выходу на целостное развитие личности.

Главные цели и задачи «Истоков» в дошкольный период — формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Данная программа представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.

Огромную роль в духовно-нравственном становлении детей играет приобщение детей к истокам русской народной культуры, а именно знакомство с поэтическим, музыкальным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.

Известный педагог В. В. Зеньковский говорил: «... Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт миру, людям, Вселенной.

Поэтому моя авторская программа «Роднички», как и программа «Социокультурные истоки» основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского, а именно на ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.

Мой педагогический опыт основывается на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

  1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.); только в развивающейся деятельности ребенок развивается, поэтому основное внимание педагога направляется не столько на достижение результата деятельности (красивый рисунок), сколько на организацию самого процесса, который в дошкольном возрасте для самого ребенка имеет самоценное значение, приносит удовлетворение и формирует новые мотивы;
  2. Теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе, подчеркивающая непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А. В. Запорожец);
  3. Фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельности;
  4. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО, выделяя три основных возраста (младенческий, ранний, дошкольный) с их спецификой развития на каждом этапе, которая прежде всего определяется типом ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной (проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований (Н. Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова, Л.А.Парамонова, К. В. Тарасова, Т.И. Осокина).
  5. Работы классика советской педагогики В.А. Сухомлинского, который считал, что стержнем духовных поисков человека являются его идеалы. Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. В идеале выражается цель и смысл жизни, той жизни, которая достойна называться подлинно человеческой. Идеалы рождаются в процессе многосложного освоения мира. Идеалы как духовные стремления побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира. «Идеал — это духовная сердцевина личности», — утверждал В.А. Сухомлинский. Идеалы в советской педагогике тесно переплетались с активной деятельностью на благо государства и общества.
  6. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения.

Практическая деятельность осуществляется благодаря изучению и целенаправленному использованию в работе методических пособий и авторских разработок, а именно:

1. Методическое пособие «Бусоград» (автор М.И. Родина)

В данном пособии предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно!), но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности. Кроме того, технология открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусинки — каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником!

2. Пособие по ознакомлению дошкольного возраста с русским народным творчеством (автор И.А. Бойчук)

Уникальность данного пособия заключается в том, оно разработано на весь период дошкольного детства (от 3 до 7 лет). Планирование основано на идее целостного подхода к обучению и воспитания дошкольников. Каждое занятие предусматривает решение конкретных обучающих, развивающих и воспитательных задач, которые направлены на реализацию общей цели – приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности и развитие детского творчества.

Предоставленные материалы помогут педагогу видеть систему работы в целом, но при необходимости менять структуру занятия, сохраняя его целостность и логическую стройность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год