Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доброта – она от века украшенье человека
Нравственное воспитание
Автор: Пугачева Татьяна Сергеевна Наумова Анна Анатольевна Желтова Наталья Валерьевна   
27.07.2022 18:03

Доброта – она от века украшенье человекаДоброта – она от века украшенье человека

  • Пугачёва Т.С, воспитатель
  • Наумова А.А., воспитатель
  • Желтова Н.В., педагог-психолог

МБОУ «Детский сад №38» г. Усолье — Сибирское, Иркутская область

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. М. Сухомлинский)

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Взаимоотношения с другими составляет основную часть человеческой жизни, являясь центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяя нравственную ценность человека. В первую очередь оно зарождается в детском возрасте, с развитием ребенка, развивается и данное чувство. Опыт первых отношений можно назвать фундаментом, основой для дальнейшего полноценного развития личности дошкольника, и во многом определяет особенности самосознания и саморазвития человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствие в обществе. Эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

 

Скачать презентацию

Сегодня педагогические возможности семьи претерпевают серьёзные изменения: педагоги дошкольного образования отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Положение о том, что родители несут ответственность за воспитание своего ребёнка, а отдельные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность является основанием современной философии взаимодействия семьи и детского сада. Родителям необходимо помнить, что детский сад – это только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Тем не менее, воспитатели вынуждены самостоятельно проводить постоянную серьёзную работу по выбору форм, средств и методов работы с родителями дошкольников, выстраиванию технологии взаимодействия с ними.

А.С. Макаренко писал, что семьи бывают, как и хорошие, так и плохие и поручиться за то, как они воспитывают детей, мы не можем и поэтому должны организовать семейное воспитание. Если хотя бы один из субъектов не участвует в образовательно-воспитательном процессе, то деятельность другого оказывается напрасной. Если ребёнок дома видит проявления злости по отношению к окружающим, то никакие усилия педагогов детского сада не сделают его добрым и отзывчивым и наоборот, если педагог будет проявлять неуважения по отношению к детям, взрослым, то ребёнок будет испытывать затруднения в усвоении принципов доброты и отзывчивости. В соответствии с этим свою работу по нравственному воспитанию, воспитанию доброты и отзывчивости у детей, мы решили строить в тесном контакте с семьями воспитанников. Поставили перед собой цель: привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада по воспитанию доброты и отзывчивости.

Работа с родителями — это сложная, но важная часть деятельности педагога. Весь процесс работы построен через понимание, уважение, общение на равных, где никому не принадлежит ведущая роль, где нет контроля и оценивания.

Прежде чем начать работу по нравственному воспитанию детей, совместно с педагогом-психологом провели мониторинг, который позволил выявить проблемы социально-коммуникативного развития детей. Данный мониторинг совокупности с анкетированием родителей показал, что, к сожалению, семьи воспитанников являются слабым звеном в формировании доброты и отзывчивости. Большинство родителей не знают, что именно в дошкольном возрасте начинают формироваться социальные нормы.

Исходя из выявленной проблемы нами был составлен план совместной деятельности педагогов с родителями по теме «Дорогою добра». Мероприятия включались в этот план согласно интересам и потребностям родителей, и возможностям педагогов. В план были включены, а затем и реализованы различные формы работы с семьями воспитанников.

На групповом собрании мы познакомили родителей с предстоящей работой по обозначенной теме, предложили стать активными участниками.

Во время индивидуальных педагогических бесед осторожно, корректно разговаривали с родителями об особенностях их детей, о климате и отношении домочадцев в семье, о семейных традициях.

Были проведены консультации и оформлены стенды: «Добро начинается с семьи», «Доброе сердце», «Учимся доброте и отзывчивости», «Семейные традиции», «Как научить ребенка беречь и любить природу», «Воспитание любви к родному краю в детском саду и в семье», «Как воспитать патриота», «Роль семьи в воспитании доброты и отзывчивости».

Во время круглого стола «Учим творить добро» многие папы и мамы говорили о том, как в их понимании, нужно учить ребёнка доброте и отзывчивости и вообще стоит ли этим заниматься. В диспутах стоит ли учить ребёнка состраданию, милосердию пришли к общему мнению – конечно, стоит.

После этого родители увидели в нас единомышленников и стали активно участвовать в различных мероприятиях

Так с успехом были оформлены фотовыставки «Я помощник», «Чудо с грядки», «Мой четвероногий друг». Многие родители приняли активное участие в изготовлении буклетов «Как вырастить ребенка вежливым», информационных листов «Читаем добрые сказки на ночь», «Какие мультики учит нас добру?», «Давайте говорить друг другу комплименты!», которые пополнили развивающую предметно-пространственную среду в группе, и дети с удовольствием их рассматривают в свободной самостоятельной деятельности, показывают своим друзьям фотографий, обсуждают, что на них происходит. Все мы стремимся, чтобы детям было комфортно и уютно в группе. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей были оформлены «Уголок юного патриота», «Уголок мой родной край».

Родители проявляют творчество и фантазию, что ярко видно в изготовленных макетах и пособиях ( «Космос», «В деревне», «Город, в котором мы живём», «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал» и др.).

Самым ярким и запоминающимся стало мероприятие «Новогодний адвент–календарь», которое прошло в течение декабря. Родители и здесь не остались в стороне, они помогали детям изготовить открытки для соседей, оформить карнавальную маску, кормили птиц в парке, учили скороговорки и стихи.

С цель воспитания патриотических, нравственных чувств наша группа принимает участие во всероссийских и муниципальных акциях: «Подари улыбку», «Голубь Мира», «Дай лапу-друг», «Цветок доброты» (изготовление сувениров для людей пожилого возраста), «Окно Победы», «Безымянный полк».

Хорошей традицией, имеющей большой воспитательный эффект стало написание писем, ребятам, которые болеют. С помощью рисунков ребята сообщают своим товарищам о всех садовских новостях и желают им скорейшего выздоровления.

Ребята нашей групп очень любят ходить в гости в соседнюю группу к малышам, здесь они учат младших товарищей играть в ролевые игры, помогают им лепить, рисовать, выполнять аппликации. Часто мы с детьми устраиваем для них концерты, изготавливаем книжки-малышки. Наши мальчишки и девчонки любят помогать одеваться малышам на прогулку. Они ощущают себя взрослыми и горды тем, что приносят пользу.

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий ( «День спасибо», «Верные друзья», «День народного единства», «День матери», «Богатыри — защитники Отечества», «8 Марта», «День смеха», «А у наших у ворот, развеселый хоровод», «День победы», «Дружат дети всей Земли», «День рожденья Малыша», «Деревня Простоквашино»). Мамы с бабушками оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании репертуара, исполняют роли в совместных спектаклях.

Наши родители сопровождают нас во время экскурсий — на станцию юных натуралистов, в библиотеку, в музей природы.

Нами разработан и с успехом реализуется совместный проект «Мои родные просторы», в рамках, которого прошли акции — «Чистый город», «Посади дерево», «Сделай кормушку», «Накорми птиц зимой», способствующие воспитанию доброты по отношению к животным и природы в целом.

Некоторые семьи в рамках этого проекта изготовили лэпбуки — «Мой край — Иркутская область», «Профессии нашего города», «Старое и современное Усолье-Сибирское», что помогает в воспитании любви к родному краю у дошкольников.

Оформлен фотоальбом «Давайте познакомимся». Рассматривая фотографии, мы знакомим детей с семейными традициями, профессиями родителей, с местами отдыха нашего края.

Доброй традицией нашей группы стали субботники по благоустройству прогулочного участка. Папы и дедушки помогают в строительстве малых форм. Ими были построены самолёт, паровоз, беседка. А мамы и бабушки делятся цветочной рассадой и оформляют клумбы.

Традиционно проводятся выставки по каждому времени года. Осенью — «Щедрая осень», «Чудо с грядки»; зимой — «Новогодняя игрушка», «Снежинка-веселинка»; весной — «Встречай птиц», «Журавушка»; летом — «Лето Красное». Родители вместе с детьми являются активными участниками. Лучшие работы отправляются на различные конкурсы, почти все работы отмечены дипломами и грамотами. Все это вызывает у ребят и родителей чувство заинтересованности и радости от достигнутых результатов.

Проанализировав свою работу по взаимодействию с семьями по воспитанию доброты и отзывчивости, мы пришли к выводу, что у ребёнка невозможно развить эти качества без совместного участия родителей и педагогов. Необходимо убедить пап и мам научиться понимать своего ребенка, помогать во всем. Только благодаря совместной деятельности, мы– педагоги и родители научим детей доброте и отзывчивости. У нас одна цель- воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы:

  1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  2. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. — СПб.: КАРО, 2009. — 296 с.
  3. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. — 80 с.
  4. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб, пособие / В. В. Чечет. — Мозырь: ООО «Белый ветер», 2003. — 292 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год