Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование нравственного здоровья дошкольников».
Нравственное воспитание
Автор: Рау Светлана Викторовна Мушникова Ольга Михайовна   
29.05.2022 10:46

«Формирование нравственного здоровья дошкольников».«Формирование нравственного здоровья дошкольников».

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человекам, если рядом не будет другого человека.

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоении общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребёнка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

 

Существует ряд методик и игр, использование которых позволит:

  • Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;
  • Повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
  • Овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптированных форм поведения в более старшем возрасте.

Хотим предложить вашему вниманию ряд методических приёмов, занятий, игр, направленных на формирование нравственного здоровья дошкольников.

1 РАЗДЕЛ: Ритуалы в жизни и на занятиях.

Минутки вхождения в день способствуют психическому и личностному росту ребёнка, помогают детям адаптироваться условиям детского сада, лучше чувствовать себя в детском коллективе, развивают навыки социального поведения, способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей и т.д.

Утреннее приветствие, проводится ежедневно в группе в начале дня. Может включать в себя:

  • текст утренней речёвки
  • пословицы о дружбе
  • правила группы (можно оформить в картинках).

Введение режимных ритуалов сплачивает детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу.

Коврик — неделька (для младшего возраста). Используются для закрепления знаний о названии частей суток, умения детей свободно ориентироваться в режимных моментах детского сада, для закрепления названия основных и дополнительных цветов, навыков планирования своей деятельности.

Кубики — неделька (для старшего возраста). Используется для закрепления знаний детей о режимных моментах группы, о последовательности дней недели, для развития речи и памяти детей, с целью научить детей структурировать время.

Использование сонных игрушек способствует снижению тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребёнку к детскому саду, созданию положительной мотивации на режимный момент сна, улучшению эмоционального фона и развитию чувства уверенности. С «сонными игрушками» дети спокойнее готовятся ко сну, быстрее засыпают. Лучше всего использовать мягкие игрушку различных размеров.

Самомассаж и взаимомассаж помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию.

Можно использовать:

  • Разогревающий массаж (поглаживание, растирание и похлопывание).
  • Парный массаж.
  • Точечный массаж рук и тела.

2 РАЗДЕЛ: Счастье — это когда тебя понимают.

Приведённые в данном разделе методики направлены на развитие, осознание своих желаний, эмоций; повышение интереса и уважения к себе, к своей семье; развитие понимания неоднородности социального мира (у каждого свои желания, настроения, поступки), принятие себя и окружающих детей и взрослых; повышение самооценки, формирование адекватных притязаний.

  1. Доска настроения.
  2. Доска желаний.
  3. Дневник дошкольника.

Содержание альбома:

Это Я. Мой рост и вес.

Моя семья. Чего я боюсь.

Дом, в котором я живу. Чему я радуюсь.

Мои друзья. Моя мечта.

Моя неделя. Мои достижения

День рождения Праздники.

Когда я был маленьким. Время года.

Домашний любимец Выходные дни

4. Коробочка добрых дел.

Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувство уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

3 РАЗДЕЛ: Хорошо — когда рядом друг.

Этот раздел посвящен:

  • Осознанию правил поведения в социуме и потребности невыполнения.
  • Формированию взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми.
  • Обучению навыкам сотрудничества.
  • Формированию позитивных детско-родительских отношений.

Ребёнок — ребенок.

Предлагаем провести нравственные занятия с детьми на темы:

  • «Коллективная работа по изготовлению вымпела группы».
  • «О дружбе».
  • «Мы всё знаем и умеем».
  • «Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка».
  • «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Объединяющие игры с воспитателем.

«Клубочек». «Ловушка».

«Угадай-ка».

«Виноградная гроздь».

«Весёлые шарики».

«Художники»

«Пугало». «Спасатели» и др.

Совместные детско-родительские занятия.

Психологическая гостиная включает в себя работу с родителями: беседы, обучающие семинары, консультации, анкетирование.

Для достижения положительных результатов очень важно использовать предложенные методики во взаимосвязи, как единое целое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год