Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством правополушарного рисования, на примере сказок».
Нравственное воспитание
Автор: Иванова Валентина Борисовна   
08.05.2022 18:43

«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством правополушарного рисования, на примере сказок».«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством правополушарного рисования, на примере сказок».

Иванова Валентина Борисовна МБДОУ № 104 г. Томск

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенка нужно навести на умение отличать хорошее от плохого, именно навести на самостоятельное понимание отчленения хорошего от плохого. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. [9, С.71]

Именно взрослый, может преподнести сказку так, чтобы раскрыть все ее истинные посылы и морали автора, а если же мы будем рисовать эту сказку «волшебным способом», то данный вид рефлексии надолго запечатлеется в памяти у ребенка. [14, С.25]

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение, родители меньше читают ребенку сказки, в частности народные. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

 

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. [8, С.34] Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.

Целью данной работы является поиск инновационной техники изучения и приобщения дошкольников к воспитанию духовно- нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок с помощью техники правополушарного рисования.

Основной задачей моей работы является рассказать о новом, инновационном способе техники рисования, с помощью которого, можно оставить в памяти ребенка длительные воспоминания, и таким образом формировать восприятие, моральных моментов в сказке.

Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников, раскрыть тему техники правополушарного рисования;
  2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок, посредством анализа поступков героя, и правополушарного рисования.
  3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой, создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других, с помощью техники правополушарного рисования, у ребенка формируется развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей.

Посмотрите пожалуйста на данного снеговика, который нарисован в технике правополушарного рисования. Да, такое изображение может сделать каждый. Основным секретом правополушарного рисования является работа правого полушария, которое отвечает в головном мозге за творчество, вдохновение, левое полушарие, которое отвечает за буквы, и цифры, остается у нас не привлеченным. Если в рисовании обоими полушариями мы думаем о том, что солнце рисуем с прямыми лучами и круглой формы, то в правополушарном рисовании у нас не будет четких границ, и мы рисуем мазками. Но главное волшебство наступает, когда мы начитаем рисовать фон.

Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и находить новые пути решения своих задач.

Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха, кроме того, используются доступные для каждого ребенка простые приемы: тычки, мазки, брызганье. Данные приемы будут с легкостью даваться не только старшим ребятам, но и ясельная группа с удовольствием поучаствует в данной веселой работе.

Методика правополушарного рисования основана на физиологических особенностях головного мозга. Художники, создающие картины в этой технике, уверены, что именно из-за неумения переключать направленность импульсов мозга во время творческого процесса, многим новичкам не удается рисовать изображения, соответствующие выбранному им стилю.

Понимая основные принципы этого метода изобразительного искусства, любой человек, вне зависимости от его возраста, сможет научиться красиво рисовать, не имея при этом творческого опыта. Рассматриваемая методика была разработана в 70-х гг. XX в., но особую популярность она приобрела только в 2000-х гг, а в 2021 г. начала набирать колоссальные обороты

В рамках рассматриваемой методики изобразительного искусства художники создают рисунки пальцами, рисуют, абстрагируясь от осознания границ рабочей плоскости, создают соответствующую атмосферу с помощью прослушивания специальных музыкальных, книжных композиций и выполнения дыхательных упражнений.

Юные художники погружаются в волшебный, неизведанный мир чудес, которые они создают сами! Данная техника дает возможность заинтересовать дошкольников не только к рисованию, но и чтению книг, посредством того, что изначально они изучают сказку, после обсуждают ее, а после рисуют волшебным способом главного героя, или основную мораль.

Литература:

  1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
  4. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  8. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  9. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.
  10. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.
  12. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  13. Сборник "Золотых сказок". Абдулхаликова. Г. Р
  14. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
  15. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  16. Шишкова С.Ю., Хнкоян Л. А. Феникс, 2021 г. Правополушарное рисование. Альбом для развития творческих способностей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год