Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
Нравственное воспитание
Автор: Копылова Татьяна Михайловна   
12.02.2021 12:51

Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»

Копылова Татьяна Михайловна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи»

Аннотация проекта:

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально — нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

 

Скачать конспект

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

  • к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01. 09. 2020 по 31. 05. 2021) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.

Типовые особенности проекта:

  • По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Новизна проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.

Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта: (2020-2021 учебный год)

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап — подготовительный, планово-прогностический

(сентябрь 2020г.)

2 этап — практический, основной

(октябрь 2020– май 2021г.)

3 этап – итоговый (май 2021г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь 2020 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Рука к руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;

-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной: октябрь- май2020-2021

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

-акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

-акция «День пожилого человека»

-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

-акция «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

- Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности волонтёрского движения в детском саду

- Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами-школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

-игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в социальный центр «Топаз»

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

-акция «Подари книгу детскому саду»

- репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посадицветок»

-неделя добрых дел

-акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2021 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка дальнейшего

плана действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.

5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом.

Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в  

педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие       задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год