Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
Нравственное воспитаение
Автор: Копылова Татьяна Михайловна   
12.02.2021 12:51

Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»Проект «Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»

Копылова Татьяна Михайловна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи»

Аннотация проекта:

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально — нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

 

Скачать конспект

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

  • к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01. 09. 2020 по 31. 05. 2021) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.

Типовые особенности проекта:

  • По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Новизна проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.

Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта: (2020-2021 учебный год)

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап — подготовительный, планово-прогностический

(сентябрь 2020г.)

2 этап — практический, основной

(октябрь 2020– май 2021г.)

3 этап – итоговый (май 2021г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь 2020 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Рука к руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;

-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной: октябрь- май2020-2021

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

-акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

-акция «День пожилого человека»

-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

-акция «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

- Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности волонтёрского движения в детском саду

- Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами-школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

-игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в социальный центр «Топаз»

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

-акция «Подари книгу детскому саду»

- репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посадицветок»

-неделя добрых дел

-акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2021 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка дальнейшего

плана действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.

5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом.

Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в  

педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие       задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год