Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Ценностные приоритеты в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственное воспитаение
Автор: Марина Владимировна Малюкова   
28.06.2014 03:15

Ценностные приоритеты в нравственно-патриотическом воспитании дошкольниковВ государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Скачать презентацию

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу  и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой программе «От рождения до школы» под ред. М.А Васильевой  мной  была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста .
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию   ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя  разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен,  быть сориентирован на:
-Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
-Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Комплексно-тематическое планирование я составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.  Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Работая по ознакомлению дошкольников с символикой Российского государства, я поставила перед собой следующие задачи:
- формирование положительного эстетического восприятия Государственных символов нашей страны.
- формирование элементарных представлений об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, гимна, о символическом значении цветов и образов (орел, всадник)
- развитие познавательных интересов
- воспитание патриотизма, уважительного отношения к государственной символике.
Знакомя дошкольников с символикой Российского государства, я учитывала возрастные особенности детей. Работать по данному направлению уже начала со 2 младшей группы. Малышам доступно наблюдение вывешенных на зданиях государственных флагов России. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на Российском флаге. В старшей группе познакомила с картой страны, глобусом. Показала, как читать карту. Рассказала, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура. Свои отличительные символы (флаг, герб, гимн). В процессе бесед закрепила знания детей о функциональном значении герба, флага, гимна, о символичном значении цветов и образов. Для чего нужны стране отличительные знаки.  Подвела детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты – Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на планете.
Планирую , с детьми подготовительной к школе группе работу расширить и разнообразить. В группе создана предметно- развивающая среда: уголок нравственно – патриотического воспитания, в котором имеются плакаты с изображением флага, герба; кассета с записью гимна России, альбомы с изображением родного города Борисоглебска, Москвы – столицы Родины, есть книжный уголок, в котором соответствующая литература. А так же имеется методическая литература по данному направлению, которую я использую в работе с детьми.
Я считаю, что наиболее доступен для детей подход к ознакомлению с государственными символами на основе песенного, сказочного фольклора, русского декоративно – прикладного искусства, так как детям близки и понятны сказочные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственных герба и флага.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром  знакомила детей с элементарными сведениями об истории происхождения Российского флага, государственного герба нашей страны, формировала представления о символическом значении цветов и образов («Государственная символика России»); формировала элементарные представления о существовании различных видов гербов и эмблем («Гербы и эмблемы»). В результате дети приобрели определенные знания, умения и навыки, которые применяют в продуктивной деятельности. Например: рисовали герб нашего города, эмблему своей группы, конструировали из бумаги флаг России, лепили из пластилина орла («Витязь на коне») и др.
Работу по ознакомлению с государственной символикой планирую в утренние часы: читаем сказки, былины о подвигах русских богатырей, рассматриваем иллюстрации с изображением флага, герба. Проводим беседы на темы: «Что означают цвета Российского флага?», «Где можно увидеть изображение флага, герба России?» (на зданиях, машинах, самолетах, монетах, документах), «Зачем нужен стране герб и флаг?» и т.д.
В вечерние часы  играли с детьми в дидактические  игры, такие как: «Найди флаг России», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Собери флаг, герб России», «Сложи узор на щите» и т.д.
Во время прогулок проводила экскурсии по городу, в ходе которых обсуждали встречающиеся символы (пешеходный переход, аптека, парикмахерская) и.тд. обращали внимание на государственные символы (флаг, герб). Играем в подвижные игры «Соберись у стяга», «Знаменосец» и др.
На мой взгляд, интересными формами работы с детьми по ознакомлению с Государственной символикой являются викторины, досуги на темы: «Государственная символика России», «Русские богатыри» и т.д.
Моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Чтобы выяснить их интерес к данной теме, провела анкетирование «Что вы знаете о государственных символах России?». Родители принимают активное участие по созданию предметно-развивающей среды в группе. Для родителей организуем выставки детских работ. В папках-раскладушках имеется материал на данную тему «Знакомим дошкольников с символами Российского государства».
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная  взаимосвязь педагогов и родителей. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям,  культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провела  занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
На будущее планирую более углубленно изучить с детьми работу по данному направлению, предложить родителям поучаствовать в изготовлении эмблемы семьи.

Опираясь на свой опыт работы, я хочу предложить вам конспект непосредственно – образовательной деятельности  по правовому воспитанию в старшей группе.


«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» ( с использованием ИКТ)
Цель: довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Области образования: познание, социализация, музыка, художественная деятельность, здоровье, художественная литература,
Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, президент, выбор, голосование.
Материалы и оборудование: Символика России: флаг РФ, герб, карта, портрет Президента РФ, свидетельство о рождении ребенка, альбом «Права детей в картинках», иллюстрации к сказкам: «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Буратино», «Айболит», перфокарты «Права и обязанности»
Предварительная работа: Разучивание гимнастики «Российская семья» (упражнение на координацию речи с движением). Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины. Разучивание стихотворений (индивидуально) «Флаг России», «Герб России».

Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: – Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
Ребята, посмотрите на карту России, как велика и необъятна наша Родина!  в ней много озер, морей и рек.  Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей.
Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои названия, как и мы с вами имена и фамилии. Ребята, а давайте подумаем и вспомним, чем отличаются государства друг от друга? (Языком, на котором говорит народ, природой, обычаями, традициями). Как и мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - гербы и флаги. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). - Сегодня мы вспомним эти символы.
Российский флаг – трехцветное полотнище, символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований. Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины.
Слайд №1
Слайд №2
Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображен  орел с двумя головами. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: скипетр и державу. На щите изображен всадник на белом коне Георгий Победоносец.  Он побеждает дракона, что означает победу добра над злом. Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад
Ребята, давайте вспомним, что означают цвета российского флага. А помогут нам в этом наши друзья - (имена детей) . Слайд №3
Дети: читают стихотворения В. Степанова:
"Флаг России"
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!

"Герб России"
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ни одно важное событие страны не обходится без этих отличительных флагов. Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.


Гимн  …………….


Пальчиковая гимнастика «Российская семья»
Живут в России разные народы
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки
перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень
Другим – милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.)
Воспитатель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Слайд №4
Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Слайд №5
Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.

Вниманию детей предлагается подборка слайдов  по правам человека №6-12
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей?
-право на рождение
- право на жизнь
-жить и воспитываться в семье
-право на медицинское обслуживание
- право на отдых
-право на образование
- право на достойный уровень жизни: одежду, еду, жильё.

Физкультминутка
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому, что изучаем (, часики ")
И себя мы защитим,
и в обиду не дадим (, Силачи ")
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности .
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить)

Воспитатель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей. Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы) .

Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? »
Воспитатель: - А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») Слайд №13  - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей) .
Воспитатель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось  право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). Слайд №14,15,16
Воспитатель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»). Слайд №17
- А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») . Слайд №18
Воспитатель: - Интересно, какое же здесь право нарушено? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. Слайд №19
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино») . слайд №20
Воспитатель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Слайд №21 Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы
- Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) . Слайд №22
Воспитатель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: - А кто выбирает Президента? (ответы детей)
Воспитатель: - Мы, граждане России, сами выбираем себе президента.

Работа с перфокартами «Твои права и обязанности»

А сейчас еще раз повторим свои права (перекличка)
1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
3. Иметь просторный, добрый дом
4. Видеть тихий мирный сон.
5. Врачей помощь получать,
6. Обучаться, отдыхать,
7. Быть веселым и здоровым,
8. Восхищаться чем-то новым
9. И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!

Ребята, наше занятие подошло к концу. А закончить занятие мне хочется отрывком из стихотворения Валентина Берестова:
Мы любим тебя
Без особых причин:
За то, что ты дочь,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.

Пока вы маленькие, мы – взрослые защищаем вас. Но когда вы станете взрослыми, вы уже сами будете защищать своих детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год