Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание вежливости у дошкольников
Нравственное воспитаение
Автор: Васягина Светлана Васильевна   
28.11.2020 23:24

Воспитание вежливости у дошкольниковВоспитание вежливости у дошкольников

Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М.Сервантес

Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

 

Вежливость человек приобретает в результате правильного воспитания и чтобы это качество стало нормой поведения для наших детей, учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет.

Не имея навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость и приучать детей выполнять элементарные правила вежливости.

Наблюдая за детьми, можно заметить такую проблему, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, редко благодарят, во время игры не делятся игрушками, могут не поздороваться. Воспитателю приходится часто напоминать о правилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим систематически стала проводиться работа по воспитанию вежливости у дошкольников и определены пути решения этой проблемы. Это – изучение методической литературы по теме, создание атмосферы общей культуры в группе, дополнение материально – технической базы развивающей среды (беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подборка художественной литературы, занятия, работа с родителями).

Необходимым условием для воспитания вежливости является создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитание культуры поведения со сверстниками на занятиях, в играх, режимных моментах, беседах, происходит естественно и целенаправленно. Одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Воспитатель должен поощрять тех детей, которые овладели формами вежливости.

Работа по эффективности воспитания вежливости у дошкольников включает в себя:

  • систематизацию и расширение знаний о вежливости на занятиях и в бытовых ситуациях, соответствующих возрастуметодов и приемов нравственного воспитания
  • постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми;
  • обогащение и активизация словаря вежливых слов в разных видах деятельности.

В своей работе использовала такие методы и приемы воспитания вежливости как:

разъяснения, напоминание, показ, контроль за выполнением правил, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, беседы, решение проблемных ситуаций, игры,

чтение художественной литературы.

Систематически учу воспитанников применять правила вежливости:

  • Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, друзей словами: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т. д.
  • Называть взрослых по имени отчеству, обращаться на «вы», называть детей по именам.
  • При обращении с просьбой употреблять в речи слова: пожалуйста, будьте добры, помогите пожалуйста.
  • Благодарить взрослого и товарища за оказанную помощь: спасибо, благодарю.
  • Извиняться за причиненную неприятность словами: простите пожалуйста, извините пожалуйста, простите меня.
  • Не перебивать, когда разговаривают взрослые, обращаться со словами: скажите пожалуйста, помогите пожалуйста.
  • На улице вести себя вежливо: ходить спокойно, говорить негромко.
  • Вежливые слова за столом: приятного аппетита, спасибо, пожалуйста.

С целью формирования вежливости провожу беседы с детьми:

Беседа: «Правила вежливого поведения»

Цель: выяснить у детей какие правила поведения они называют хорошими

(здороваться, благодарить за помощь и т.д.)

Беседа: «Кто такой вежливый человек?»

Цель: какие представления дети имеют о вежливом человеке, понимание значений слов

«вежливый», «воспитанный», «грубый».

Хорошим средством воспитания является чтение и обсуждение художественной литературы, например: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово», А.Усачев «Уроки вежливости», Н.Носов «Огурцы», И.Пивоваров «Вежливый ослик», Н.Чуб «Азбука вежливости», К.Реннер «Сказка про вежливые слова».

В своей работе использую дидактические игры по речевому этикету, такие как:

Дидактическая игра «Ласковое имя»

Цель: учить ласково произносить имена детей.

Дидактическая игра «В мире вежливых слов»

Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы.

Дидактическая игра «Прощание с гостем»

Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания с гостем, а также вежливыми выражениями.

Упражнение «Передай улыбку»

Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку.

В своей практике провожу с детьмиразбор проблемных ситуаций, например:

- что ты сделаешь, если мальчики не могут поделить игрушку?

- к нам в группу зашел другой воспитатель, что надо сделать?

- если ты хочешь что-то спросить у воспитателя, как ты обратишься?

Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т.д.

В сюжетно-ролевых играх, я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание на то, как общаются дети в игре, акцентирую внимание на правила вежливого поведения.

Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Находясь в общественных местах, общаясь с родными или друзьями, дети неосознанно наблюдают за поведением своих родителей, принимая его за норму. Дети копируют манеры поведения, речевые выражения своих родителей. Если же, родители, с улыбкой здороваются, уступают место пожилым людям в транспорте, предлагают свою помощь нуждающимся, то и ребенок будет пользоваться таким примером поведения.

Родителям предлагаем консультации «Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки, совместный просмотр мультфильмов по этой теме и т.д.

В результате проведенной работы дети изменили свое отношение друг к другу, стали выполнять правила вежливого поведения в общении со сверстниками и взрослыми, вместе с детьми составили «Книгу вежливых слов» на основе детских рисунков, составлен словарь вежливых слов, в группе выросло «Дерево добра», пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.

Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека.

Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!

Список литературы.

  1. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. -М., 1996
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. — Екатеринбург, 1997
  3. Юдина Н. Уроки вежливости. Дошкольное воспитание. — 1988 №4
  4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.Посвещение
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год