Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Нравственное воспитание
Автор: Беговатова Галина Сергеевна   
25.09.2019 06:11

«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Воспитатель ДОУ № 16 «Аленка» г. Волжска Республики Марий Эл Беговатова Галина Сергеевна

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.

 

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя лучше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных и патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и кружево молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравс качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Уже не первый год в нашем детском саду планомерно проводится работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной и православной культуры. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей на основе православных народных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов, и детей, и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от народных истоков. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому определили цель и основные задачи работы нашего детского сада.

Цель: воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности ребенка, обретение нравственного опыта, основанного на народных и православных традициях.

Задачи:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для приобщения детей к народным и православным традициям России;
  2. Знакомить детей с историй и культурой своего народа, формировать чувство сопричастности к культурному наследию;
  3. Формировать такие нравственные качества как доброта, сострадание, трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм и др.;
  4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;
  5. Вовлекать родителей в деятельность ДОУ по вопросам формирования патриотических чувств и нравственных качеств детей.

Конечно же решение поставленных задач невозможно без создания определенной развивающей предметно-пространственной среды. Ее роль в ДОУ трудно переоценить. Она не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение развивающей предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации. В каждой группе детского сада появились уголки патриотического и нравственного воспитания. Наши воспитатели с помощью родителей пополнили уголки предметами народного быта (посуда, игрушки, вышитые салфетки). У детей есть возможность не только посмотреть, но и потрогать, поиграть.

Патриотическое воспитание, так же как и духовно-нравственное, невозможно осуществлять без приобщения детей к истории, культуре и традициям русского народа и родного края. Ведь русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Дети с удовольствием слушают рассказы воспитателя о том или ином предмете, его предназначении, узнают в какие игры и игрушки играли в старину. Формируется понятие того, сколько тайн хранят эти предметы, как дороги они и как бережно нужно к ним относиться, чтобы сохранить историю.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях.

Для реализации цели и решения поставленных задач педагоги нашего детского сада используют различные подходы и методы. Это и организация кружковой деятельности, и проектный метод, и театрализация русских народных сказок, и мастер-классы, и организация и проведения народных и православных праздников.

Уже шесть лет в нашем детском саду успешно функционирует кружок духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Задушевные беседы» на основе культурных и православных традиций русского народа. Занятия в кружке рассчитаны на два года обучения для детей 5-7 лет.

Ребята старших и подготовительных групп с согласия родителей с удовольствием посещают занятия кружка, которые проходят в виде экскурсий, бесед, продуктивной деятельности, выставок творческих работ, праздничных посиделок. На занятиях дети знакомятся с основами культуры, с традициями русского народа и родного края, православными, народными и государственными праздниками.

Наряду с традиционными беседами и тематическими занятиями очень эффективным в духовно-нравственном и патриотическом воспитании оказался метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес у детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В нашем детском саду были реализованы несколько проектов: «Земля Онара», проект осуществлялся в подготовительной группе и был направлен на знакомство детей с фольклором народов мари. Итогом проекта стал показ народной марийской сказки «Сила зерна».

Проект «Моя семья» реализовывался во второй младшей группе и был направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций.

Проект «Родной свой край люби и знай» в старшей группе был направлен на воспитание чувства любви к Родине, родному краю. В ходе реализации этого проекта дети ближе познакомились с флорой и фауной лесов Марий Эл, узнали больше о республике, родном городе, совершали экскурсии к достопримечательностям города Волжска.

Целью проекта «Светлая Пасха» в средней группе стало возрождение традиций народной культуры празднования самого главного православного праздника. В реализации проекта приняли активное участие и родители воспитанников. С их помощью была организована выставка творческих работ в группе ДОУ, а самые лучшие работы, выполненные детьми и их родителями, были представлены на городской выставке «Воскресение Христово». Итогом проекта «Светлая Пасха» стало открытое занятие, показанное для педагогов детского сада и родителей.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственных и патриотических чувств.

Еще один метод, который используют педагоги нашего детского сада это театрализация русских народных сказок. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют духовно-нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на нравственных воззрениях видение жизни. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Мастер-класс как метод духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашем детском саду используется в работе с педагогами детского сада и родителями. Ведь, как известно, невозможно воспитать в детях патриотизм и нравственность и при этом самим не обладать этими качествами. Не будучи патриотом, мы не сможем пробудить в ребенке чувство любви к Родине.

Большим подспорьем в приобщении детей к народной и православной культуре являются праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны человеколюбивого отношения к окружающим.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.

Традиционными в нашем детском саду уже стали «Рождество Христово», «Пасха», «Встреча весны». Эти праздники не только знакомят детей с библейскими историями, но и с традициями празднования в русской культуре, вызывают у детей чувство радости, побуждают к активной творческой деятельности.

Подводя итог, хочется отметить, мы считаем, что нравственное и патриотическое воспитание на основе культурных и православных традиций не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает, дополняет воспитательный процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год