Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Добрынина Ирина Сергеевна   
05.07.2019 23:16

Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель МДОБУ д/c №21 комбинированного вида Добрынина И. С.

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-этических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод. Развитие и становление детской литературы происходило во взаимодействии с осмыслением феномена детства в педагогике и психологии, поэтому в данном случае будет уместно воспользоваться выводом В.В. Зеньковского о ведущей тенденции этого процесса: «Рост педагогической мысли привел к признанию того, что всякая программа должна приспосабливаться к личности ребенка, должна вообще индивидуализироваться, что не должно быть одного общего идеала в воспитании, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности, свой путь индивидуального развития». 17 А среди многих путей, влияющих на формирование нравственно-этических представлений, мы можем назвать детскую литературу.

 

Скачать конспект

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой

Вывод. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой – это встреча ребенка, чаще всего первая, с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной: важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный тактичный разговор о прочитанном приглашал ребенка к размышлениям, помогал подняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни.

Нравственно-этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для детей дошкольного возраста

Вывод. В данной главе были рассмотрены следующие вопросы: сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста, методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой, произведения Носова как средство нравственного воспитания дошкольников. Нравственное воспитание рассматривается как активный целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек. Нравственную основу личности ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово.

Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение состояния работы с детьми по формированию нравственных представлений посредством детской литературы.

Целью данной методики является определение уровня развития умения сопереживать окружающим.

В беседе приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

Проведение беседы осуществлялось в три этапа.

1 этап. Детям предлагается ответить на вопрос на примере конкретной жизненной ситуации.

  • «Ты вышел погулять с мамой на улицу и вдруг видишь малыша

который плачет. Как бы ты ему помог успокоиться?»

2 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора ( «Какой

поступок?») с опорой на наглядный материал — иллюстрация.

На картинке мальчик, который хочет ударить собаку. Вопросы к ребенку:

«Что хочет сделать мальчик, а можно ли так делать, почему?»

3 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора с опорой на вербальный материал – отрывок из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Как ты оцениваешь поступок мальчика Котьки?

Исходя из данных результатов, мы разработали следующую программу:

  1. Отбор произведений Н.Н. Носова, способствующих формированию нравственно-этических представлений.
  2. Разработка проекта по формированию положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова. (Приложение 1)
  3. Подбор комплекса игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.
  4. Составление методические рекомендации для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Проведение занятий.

Методика формирования у детей старшего дошкольного возраста положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова.

Этические беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения детском саду».

Главная цель этической беседы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения и желание сочувствовать, сопереживать окружающим людям, которыми он бы мог руководствоваться в своих поступках. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей

моральных представлений, поскольку способствуют эмоциональной окраске

познаваемых моральных явлений.

На формирующем этапе нами была проведена следующая работа:

1. Разработана серия занятий по формированию положительных

нравственных качеств посредством произведений Н. Носова.

2. Подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.

3. Составлены методические рекомендации для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Нравственная деятельность практически не существует в обособленном виде. Она присутствует в большей или меньшей мере во всех других видах: интеллектуально-познавательной, трудовой, художественной, экологической. В любом виде деятельности личность вступает во взаимодействие, соприкасается, оценивает, осваивает ценности (например, трудовая – ценность труда, трудовых умений и навыков, результатов труда), важные и необходимые для развития индивидуальной нравственности, учиться взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, нормам коллективной жизни. Вместе с тем, наиболее приоритетными задачами деятельности по нравственному воспитанию личности являются:

  • воспитание нравственных чувств, привычек, норм
  • овладение практикой поведения
  • воспитание гуманных чувств и отношений
  • воспитание трудолюбия
  • воспитание гуманности.

Очевидно, что произведения Носова способствуют каждому перечисленному виду деятельности и всячески поощряют их. Поэтому тема «Нравственно-этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста» выбрана нами с учетом вышесказанного и с учетом того, что произведения Н. Носова принадлежат к числу самых популярных как у детей и воспитателей, так и у родителей. Рассказы и сказки Носова не просто смешат, радуя и веселя, они воспитывают, заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках ребенок постигает нравственные понятия, такие как честность, дружба, совесть, сочувствие.

Нравственно-этические чувства не развиваются самопроизвольно. Для этого необходима многоплановая и целенаправленная работа воспитателя. Чтобы воспитывать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, в которых воплощается это качество.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?

Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка)

- Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Дети: Поможем

Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой — «Заплатка».

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их,

Физкультминутка. Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Будет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)

Вот Дюймовочки слова:

  • Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: Незнайка читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Вопросы по тексту:

  1. Вам понравился этот рассказ Н. Носова?
  2. . Как он называется?
  3. А почему, как вы думаете, рассказ называется «Фантазеры»?
  4. Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему?
  5. Разве все мальчики рассказывали выдуманные истории?
  6. А чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?
  7. Какую историю он им рассказал?
  8. Почему ребята не захотели дружить с Игорем?

Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети: Игра, фантастическая физкультминутка.

Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать вои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год