Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Нравственное воспитаение
Автор: Ванжа Ирина Николаевна   
22.12.2018 21:27

Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Ванжа Ирина Николаевна Нефтеюганск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №20 «Золушка»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

 

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность-это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно.

Остановимся на кратком рассмотрении особенностей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствии обеспечит эффективность их применения. Развитие эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может попросить привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.

Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми складываются начальные формы коллективистических отношений. Потребность общения именно со сверстниками, потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать после 4 лет.

Потребность в совместной деятельности, правильно используемая воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих чувств.

Исследования А.И. Аржановой, В.А. Горбачевой, И.Р. Ключаревой, А.В. Булатовой, Т.А. Репиной, М.И. Тимошенко, Н.И. Лысенко, в противоположность утверждениям некоторых зарубежных психологов (Э. Болдуин, Э. Клапаред, Дж. Сёлли), показывают, что ребенок до 7 лет отнюдь не проявляет себя как эгоцентрик, который якобы слеп и глух к жизни и переживаниям других детей. Дети 3-4 лет проявляют трогательную заботу о матери.

Однако, бурно радуясь приезду бабушки, дети иногда поражают взрослых своим бездушием, черствостью, не реагируя на тяжелое горе, которое переживает вся семья.

Такая противоречивость типична для нестойких и еще недостаточно обоснованных чувств детей. Дошкольники не могут еще различать степень значимости событий.

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире – страна или город, но у них формируется бережное и зоркое отношение ко всему родному, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное. Но шести-, семилетнему ребенку очень трудно разобраться в многообразных явлениях жизни.

К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться, потому что стыдно обижать товарища.

Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных пяти-, семилетним детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, клумбами, деревьями и животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.

В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с людьми, опыт нравственного поведения.

Воспитание толерантности необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Ведущей целью общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др) является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В программе задачи приобщения детей дошкольного возраста к моральным нормам реализуются с 2 лет через игровую деятельность, в которой проявляется первый интерес к игровым действиям сверстникам. Через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками. Вводятся темы «Я в мире человек», «Мой дом», «Народная игрушка». Перспективное планирование в решении задач социально – личностного развития детей проявляется через усложнение тем в соответствии с возрастом детей. Так для детей 3-х летнего возраста рекомендуются темы «Я и моя семья», «Мой дом, мой город», «Знакомство с народной культурой и традициями».

В программе интегративный подход в решении образовательных задач является основным и представлен по каждому возрастному периоду дошкольного детства. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются во всех других областях. Но само понятие толерантности и межнациональной толерантности не введено в программу.

В общеобразовательной программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др.) разработано примерное комплексно – тематическое планирование на все возрастные группы. Вопросы, связанные с формированием межнациональной толерантности, начинаю рассматриваться со знакомства с народами, населяющими нашу планету, предлагается в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) через тему «Мой город, моя страна, моя планета». Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, запланировано в теме «Народная культура и традиции». Тема «Знакомство с народной культурой и традициями» представлена во всех возрастных группах, но понятие других народов предлагается ввести авторами программы только в подготовительной к школе группе.

В основу программы положена примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Т.А. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Отличительной особенностью программы является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно-воспитательной деятельности, состоящей из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Модель толерантного воспитания разработана педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.

В основу модифицированной программы обучающей направленности «Я и мир вокруг» положена программа В.И. Логиновой «Детство», раздел "Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного уровня формирования толерантности с учётом государственного стандарта.

Программа обеспечивается примерным планом-содержанием с приложением, включающем в себя примерные конспекты занятий по познавательному развитию, сборник подвижных игр народов мира, сборник коммуникативных игр, сказок народов мира, примерный конспект проведения родительского собрания и др.

Специальный подбор литературы поможет воспитателю углубить знания проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

– детская непосредственность;

– ограниченный жизненный опыт;

– детская бестактность;

– отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними и т.д.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досуга, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

В старшем дошкольном возрасте следует формировать знания о государственной символике (флаг, герб, гимн), знакомить с понятием «Родина» (место, где родился человек, где живут его родные), «столица» (главный город государства, место пребывания правительства), «государство» (территория; граница, которая показывает, где кончается государство; народ, его язык; армия для защиты от врагов во время войны; культура; деньги); происхождением названия нашей страны.

У детей формируется представление о том, что все люди на Земле – одна семья, а сама Земля – наш общий дом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
  4. проведение праздников, на примере таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
  5. изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  6. знакомство детей с традициями народов разных стран;

7)знакомство с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Если взять все программы вместе, то можно выделить основные критерии оценки толерантности, куда вошли следующие параметры:

  • наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
  • наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
  • наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
  • уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах;
  • уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
  • умеет анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляет уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
  • уровень умения управлять своими чувствами, настроением;
  • умеет оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
  • понимает и принимает другую культуру; проявляет интерес к событиям жизни детей разных народов;
  • уровень речевой активности в процессе выражения мыслей о своих мечтах, планах на будущее, как готовиться к школе; рассказов о своих достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и поступков других людей.

Чтобы определить уровень развития толерантности, можно провести, например игровую диагностическую методику М.И. Лисиной; использовать наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора), «Секрет» (Я. Л. Коломинского); изучать детские творческие работы и т.д., в начале года, в конце года, и по каждому критерию определить в процентном отношении (высокий, средний, низкий).

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, а именно:

  • способность сопереживать
  • нравственные нормы
  • моральные критерии
  • начальные формы товарищеских и дружеских чувств.

Итак, воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если в образовательном процессе дошкольной образовательной организации реализуются следующие педагогические условия:

  • использование разнообразных форм и методов обучения с элементами коммуникативных технологий
  • построение предметно-пространственной среды группы, позволяющей применять имеющиеся представления о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях
  • сотрудничество педагогов и родителей с учетом воспитывающего потенциала семьи.

Список используемой литературы

  1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст]/ И.В. Абакумова// Вопросы психологии. — 2009. — №3. — С. 78 — 82.
  2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст] / А.Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2009. — 8-18.
  3. Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Г. Асмолов //Мемориал. 2009. — №24. — С.61-63.
  4. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский //Педагогика. — 2009. — №7. — С. 3 — 12.
  5. Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания [Текст] /В. В. Глебкин //На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2007. – 356 с.
  6. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности [Текст]/ Ж.М. Глозман. — М.: Педагогика, 2007. — 206 с.
  7. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника: учебное пособие [Текст]/ С.Л. Новоселова. – Москва: Просвещение, 2009. – 286 с.
  8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие[Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 442 с.
  9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]. / Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. Яз., 2011. – 917 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[Текст]. — М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  11. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. [Текст] / Б.И. Хасан. Красноярск-Москва, 2011. – 456 с.
  12. Шалин, В.В. Образование и формирование культуры толерантности[Текст] / В.В. Шалин. //История. — 2007. — №11. — С. 8 — 10.
  13. Юлина, Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана. http: //philosophy. ru/library/vopros/33. html
  14. Ярская, В. Н. Современный мир и проблема толерантности[Текст] / В.Н. Ярская // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2006. — № 1. – С. 65.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год