Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина.
Нравственное воспитаение
Автор: Бударина Эльвира Абдулатиповна   
12.04.2017 22:14

Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина.Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина.

Полноценная жизнь в обществе невозможна без соблюдения основных норм и правил поведения. Нормы, которые мы прививаем своим детям, постепенно укореняются в их сознании, что позволяет им общаться со сверстниками и избегать конфликтов в различных ситуациях. В дальнейшем дети понимают, что правила им нужны и применяют их в своей жизни.

Важно знать, что требуется довольно много времени до того, как ребенок будет все делать осознанно. Поэтому начинать знакомство с правилами поведения следует в самом раннем возрасте.

Несколько месяцев после рождения младенцу необходимо постоянное внимание и забота матери. Удовлетворяя своевременно потребности ребенка, мама формирует основу для дальнейшего принятия малышом ограничений и запретов, не вызывая при этом чувства обделенности у крохи.

 

Скачать конспект

Когда ребенок становится немного старше, мама вспоминает про собственные потребности и старается донести это до малыша. Например, говорит, чтобы кроха полежал несколько минут, пока мама уложит волосы или погладит платье. Здесь важно не откликаться на первый зов ребенка, а дать ему время поиграть самостоятельно. Так малыш научится принимать потребности других людей.

В этот же период следует вводить режим в деятельность ребенка. Нужно учить малыша соблюдать время ежедневных процедур и выполнять их самостоятельно. Например, перед обедом в 12 часов помыть руки. Соблюдая требования режима, ребенок легче будет усваивать правила поведения.

Становясь старше с каждым годом, малыш больше узнает о требованиях: что нельзя совать пальцы в розетку или чтобы перейти дорогу нужно дождаться зеленого сигнала светофора. Здесь источником информации являются не только родители, но и социальная среда: детский сад, школа, бабушки и дедушки.

Что важно знать о правилах:

  1. Требования, предъявляемые ребенку, родители должны заранее обсудить.
  2. Не следует устанавливать много правил, всему есть мера.
  3. Нормы не должны сильно противоречить потребностям ребенка в познании, внимании и т.д.
  4. Требования следует разъяснять спокойным, но твердым тоном.
  5. Собственное поведение родителей является ярким примером для ребенка. Поэтому пример должен быть положительным.
  6. Можно предложить малышу самому придумать или изменить правила, тем самым вызвать интерес к обсуждаемой теме.
  7. Важно постоянно повторять требования, чтобы ребенок запомнил их.
  8. Кроха должен не только знать нормы поведения, но и применять их на практике.
  9. Наказывать малыша следует, лишая его чего-то хорошего.

Самое главное в воспитании ребенка найти родителям «золотую середину» и все делать с любовью и терпением. От умения папы с мамой объяснять и находить общий язык с малышом зависит формирование его дисциплины.

Дисциплиной называют модель поведения человека в обществе, направленную на выполнение установленных норм, законов и требований. Формирование дисциплины начинается с 3-х летнего возраста, когда ребенок уже способен понять что от него требуют. Для начала нужно ввести простой и четкий распорядок дня.

А.С. Макаренко считал, что в основе дисциплины лежит выполнение требований, которые дети считают полезными и необходимыми. Это понимание ведет к расширению сознания и формированию сознательной дисциплины. Но добиться таких результатов можно лишь систематической воспитательной и просветительской работой.

Ребенок полностью копирует модель поведения родителей, поэтому если в действиях малыша что-то не устраивает, то стоит изменить это в себе. То, как мы разговариваем с малышом и реагируем на разные его действия, воспринимается ребенком, как естественная форма общения. Поэтому, если мама или папа постоянно кричат на свое чадо, то в дальнейшем ответная реакция ребенка будет такой же.

Известны три основных типа поведения родителей:

  • Авторитарный тип, когда родители устанавливают жесткие рамки в поведении ребенка, избегая лояльности и лишая его права голоса.
  • Авторитетный тип, когда в семье все придерживаются выбранной модели поведения, но с любовью и уважением друг к другу, а все проблемы решаются совместно.
  • Тип вседозволенности, где нет четкой модели воспитания ребенка, поэтому понятие дисциплины в такой семье довольно размыто.

Авторитетная модель поведения наиболее эффективна, потому что основывается на доверии и взаимном уважении. Чтобы выстроить такую модель поведения, психологи рекомендуют придерживаться следующих методов формирования дисциплины:

  1. Поощрение действий малыша. Нужно хвалить ребенка за успехи и достижения, а также подбадривать в случае неудач.
  2. Наглядный пример. Здесь нужно показать последствия действий ребенка. К примеру, если малыш отказывается есть кашу, можно лишить его десерта. Этот метод хорошо срабатывает, когда кроха отказывается слушать взрослого.
  3. Ограничение. Данный способ применяется в том случае, когда другие методы не работают.
  4. Наказание. Его применять следует в крайнем случае, исключая физическое воздействие на ребенка. Для детей старше 2-х лет достаточно будет объяснения причины и цели наказания, а более юных малышей нужно на некоторое время отделить от родителей.

Подводя итоги: огорчения и конфликты в воспитании ребенка неизбежны, но если родители отнесутся серьезно и с пониманием к процессу формирования дисциплины, то результаты не заставят себя ждать.

  1. Бударина Эльвира Абдулатиповна.
  2. Воспитатель
  3. ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение «Детский сад «ЦКР» 3 корпус.
  4. Самарская область г. Новокуйбышевск.
  5. Статья на тему: «Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина».
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год