Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
Нравственное воспитаение
Автор: Осипова Галина Юрьевна   
19.02.2015 16:44

Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развитияТелевидение является одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса ребёнка родителями и педагогами с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

Просмотры телевизора ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Так, девочка с заниженной самооценкой видит по телевизору, что все женщины - идеал стройности, начинает худеть, отказываться от пищи, и приобретает расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия), которые могут привести к смерти.
Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект.
Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. И именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков" — Крошку Енота, Волка/Папанова, Кота Леопольда и т.д. К моменту окончания школы дети становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. А криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры [2].
Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети становятся нечувствительны к чужой боли. Отсутствие чувства сопричастности, сострадания, милосердия – это следствие психологического воздействия телевизионных передач на детей.
О «калорийности» просмотра телепередач одним из первых заговорили американские специалисты. По их мнению, просмотр телевизора только в течение одного часа можно сопоставить с получением ребёнком дополнительно к рациону питания 167 калорий. За год подобное регулярное сидение у волшебного экрана приводит к дополнительному увеличению веса почти на 7 килограммов. И в этом нет ничего удивительного: тупо уставившись в «зомбоящик», дети не только ограничивают свою физическую активность, но и бесконтрольно поглощают сладости. В результате у них ослабляется иммунитет, нарушается обмен веществ, накапливается жир, формируется диабет, возникают сердечнососудистые заболевания, и конечно же, ухудшается зрение. [1] В течение первых 4 лет у ребенка при естественных условиях развиваются объемно-пространственное зрение и острота зрения. К этому возрасту у ребенка еще не сформировалась тонкая моторика, которая управляет глазной мускулатурой и которая необходима для целеустремленного сканирования поля зрения.
Скорость телетрансляции для человеческого глаза губительна, особенно если речь идет о ребенке, у которого зрительная система только формируется.
Как показали опыты психологов и медиков, человеческий глаз во время просмотра телевизионных передач подвергается пулеметному огню стационарных, неподвижных световых изображений (из выступления детского психолога И.Медведевой 12 мая 2012 года)
Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются.
Ребёнок смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. Дети сидящие перед телеэкраном постоянно слышат разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми.
Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Дети привыкают лишь пассивно воспринимать информацию. Они и в жизни оказываются по ту сторону экрана и ждут, когда кто- то «сделает» весело и интересно.
Отсюда следует и коммуникативная проблема. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику и младшему школьнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. В подготовительных группах ДОУ очень часто можно видеть картину, когда обеспеченные родители дарят своему чаду компьютерную игру с телегероями и вокруг её обладателя образуется кружок молчаливых детей. Они могут бесконечно долго молча смотреть на дисплей. А речь «компьютерного гения» почти всегда бессвязна, наблюдаются серьезные проблемы с построением даже простых предложений. Для них является сущей мукой составить связный рассказ по картине или из личного опыта.
А между тем ущерб развитию речи у детей наносит отнюдь не только молчание перед телеэкраном. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия. Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.[5]
В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель.
Психологи уже давно установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, обладают огромной притягательностью. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформировавшейся системой ценностей. Если отклоняющееся, хулиганское поведение на экране никак не наказывается и даже не порицается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать. Давайте рассмотрим на примерах.
«Симпсоны». Многие взрослые, кто хоть раз посмотрел сей «шедевр», бывают возмущены его грубостью и разнузданностью. Но далеко не все понимают, что это не просто дикость и маразм (обычно такие оценки слышишь из родительских уст), а целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение хулиганского поведения с родственниками. И все это мило, «прикольно», заразительно. Ничего удивительного, что дети начинают подражать такому поведению.
В «Улице Сезам» мы видим все ту же пропаганду девиантного и неуспешного поведения. Но кроме того, персонажи на редкость уродливы и отвратительны. Для чего это нужно? - Дело в том, что ребенок подражает не только поведению, но и мимике персонажей, перенимает их жестикуляцию и ухватки. Когда ребенок идентифицируется с такими персонажами, его внутреннее самоощущение соотносится с выражением их лиц. И малыш начинает вести себя соответствующим образом.
Невозможно перенять злобную мимику, оставаясь в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки».
Зачем нужна реклама девиантного поведения?
Это часть идеологии современной западной цивилизации. Глобалисты считают, что ресурсы планеты ограниченны, а людей слишком много. Поэтому их необходимо «сократить», по возможности, не прибегая к откровенному насилию. Вот тут-то и пригождается реклама девиаций. В результате часть оболваненной молодежи пойдет по кривой дорожке, и их можно будет посадить в тюрьму. Таким образом, манипуляторы надеются избежать восстаний, предводителями которых могли бы стать храбрые, энергичные, пассионарные личности. Другая часть населения могла бы спокойно жить, воспитывать детей. Но поскольку деторождение в глобалистическом мире следует ограничивать, половые извращения возводятся в ранг нормы и всячески превозносятся, чтобы «основной инстинкт» удовлетворялся без «нежелательной» беременности. Ну а третья группа людей привыкнет сидеть с открытым ртом перед экраном и будет слепо доверять телеавторитетам. Такими людьми, естественно, очень легко управлять.
Для глобалистского проекта важно сформировать у молодежи и комплекс неудачников. Иначе кому сбывать наркотики, составляющие одну из главных статей доходов творцов «прекрасного нового мира»?[3]
Согласно исследованиям, проведенными доктором Линдой Пагани, профессором психологии университета Монреаля, просмотр большого количества телепередач в детском возрасте, позднее в жизни приводило к таким последствиям:
- уменьшение на 7% интереса к школе;
- уменьшение на 6% успеваемости по математике;
- увеличение на 10% травли одноклассниками (насмешки, игнорирование, нападение или оскорбление со стороны других учащихся);
- уменьшение на 13% физической активности в выходные дни;
- увеличение на 10% перекусов между основными приёмами пищи.;
- увеличение на 5% массы тела.
Поскольку просмотр ТВ предполагает нахождение в обездвиженном состоянии, по словам доктора Пагани, необходимо ограничить время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической лени в более позднем возрасте: «Здравый смысл подсказывает, что просмотр телевизора, забирает время, которое могло быть потрачено в развивающей деятельности, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие» [4]
Осипова Г.Ю.
воспитатель I кв.кат.
МБДОУ №21 г. Сергиев Посад

При подготовки статьи использованы материалы::
1. Соловьёва И., Казбанова С. «Там на неведомых дорожках...»//Здоровье дошкольника.-2012.-№3.- С.23-25.
2. . http://www.babyboo.ru/articles/Babyboo . Журнал для родителей. Телевидение и дети
3. . http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelirekom06.htm Консультация педагога–психолога:
«Телевидение и дошкольник, или что смотрит ваш малыш»
4. http://www.prosto-mariya.ru/ Ребенок смотрит телевизор: польза или нет?
5.. http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/ -Дети и телевидение. Влияние телевидение на ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год