Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп»
Нравственное воспитаение
Автор: Григорьева Ирина Васильевна   
25.05.2015 20:54

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп»Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп»

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края.

Сказки народов Севера (региональный компонент) Литературно – художественная викторина с элементами драматизации. Тема: «Сказочный калейдоскоп».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,

  • художественное творчество,
  • чтение художественной литературы.

Подготовила конспект: воспитатель Григорьева Ирина Васильевна МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино апрель 2015 года.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с северными народными сказками.

Задачи:

образовательные:

  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера;
  • дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению.

развивающие:

  • развитие связной речи, обще речевых навыков;
  • развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;
  • развивать координацию движений «глаз – рука»;
  • вызвать интерес к созданию коллажа;

воспитательные:

  • побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;
  • воспитывать интерес и любовь к малой Родине;
  • воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.

Предварительная работа:

  • занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные);
  • этические беседы;
  • знакомство с пословицами и поговорками;
  • игры с мячом: «Кто скорее», «Мяч по кругу»;
  • игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»;
  • знакомство с книгой Д, Нагишкина «Амурские сказки»;
  • знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина;
  • чтение сказок народов Севера;
  • словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);
  • чтение сказок народов Севера, обыгрывание;
  • вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).
  • просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Севера»;
  • повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;
  • обыгрывание этюдов;
  • показ настольного и конусного театра;
  • дидактические игры: «А сейчас вы друзья узнаете нас!»;
  • слушание песни: «В мире много сказок»;
  • слушание музыкальных композиций народов Севера;
  • подготовка к игре — драматизации;
  • игра – инсценировка этического порядка.

Индивидуальная работа:

  • развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

Методы:

  • наглядные (иллюстрации, «картина художника»);
  • словесные (художественное слово, вопросы);
  • практические (игры);

Материал:

  • иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; * контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.

Оборудование: магнитная доска;

Технические средства: магнитофон.

Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

Ход образовательной деятельности:

В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие — дети обращаются к гостям:

Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.

(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

- И мы с вами? (Россияне).

- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).

- Дальний Восток – это наша малая Родина.

Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов»), а объединяет наши братские народы — богатое устное народное творчество – фольклор.

- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.
Чтение стихотворения:
Тайга окружила далёкое стойбище,
В нём милый народ с названием орочи!

Со своим непонятным родным языком,

И сказками добрыми, мудрыми обо всём.

Постановка цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.

Дети садятся на стульчики.

- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?

Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.

- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок:

Старик со старухой бедно жили,
О судьбе своей тужили.
Чудо жизнь их изменило –
В чум богатство привалило.

Старухе мало показалось,
Жадной стала и сердитой,
А в итоге ей досталось
тоже самое, что было.

- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).

- Почему птичка — невеличка выполняла их желания? (пожалела).

- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).

-Что не давало покоя старухе? (жадность).

Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:

«Позаришься на чужое — потеряешь своё».
«Дай с ноготок – попросит с локоток».
«Только ума на деньги не купишь».
«Добро неси, а платы не проси».

- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.

Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом.

- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).

Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».

Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.

Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).

Сказочная математика (как вариант).

- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)

- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)

- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)

Вопрос – ответ: «Узнай сказку».

- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).

Ответы детей:

1. Сказка народа Севера «Кукушка».

- Почему мать превратилась в кукушку?

Вспомним крылатые — народные слова:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».

Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.

Игра «Камень – верёвочка».

На слово «камень» — дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» — полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.

2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

- И почему – же звери перестали дружить?

Вспомним крылатые слова:

«Чужая дружба глаза колет».

3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».

- Зачем заяц попросил рога?

Вспомним крылатые слова:

«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».

4. Сказка народа Севера: «Айога».

- Почему Айога превратилась в гуся?

Вспомним крылатые слова:

«Труд кормит, а лень портит».
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,
«Кто не работает, тот не ест».

5. Сказка народа Севера «Два солнца».

- Кого спас охотник?

Вспомним крылатые слова:

«Добро неси, а плату не проси».

Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?

Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант).

Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.

Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» ( «Хейро»).

6. Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост».

- Так почему – же у сороки длинный хвост?

Вспомним крылатые слова:

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили».

- Как трудился ворон, а как сова?

Вспомним крылатые слова:

«Поспешишь – всех насмешишь».
«Работал спустя рукава».
«На добро добром отвечай».

8. Сказка народа Севера: «Мыргы».

- В чём подвиг героя?

Вспомним крылатые слова:

«Не напрасно героев восхваляют».

9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала».

- И почему же лягушка позеленела?

Вспомним крылатые слова:

«Как стал сыт, так узнал и стыд».

- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.

Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки».

Динамическая пауза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?

Давайте вспомним подходящие крылатые слова:

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Как вариант: показ сказки народов Севера: «Как лисичка бычка обидела» (конусный театр).

Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».

Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.

- Чему учат нас сказки народов Севера?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

  • Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор) и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость

-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн: коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Сказочный сюрприз:

Вносится и дарится орочский сувенир.

Итог занятия:

- Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.

- Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год