Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Тренинговое занятие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Понятие морали, нравственности, ценностей»
Нравственное воспитаение
Автор: Богданова Анастасия Валерьевна   
28.01.2015 12:09

Тренинговое занятие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Понятие морали, нравственности, ценностей»
Цель: осознание участниками группы своих морально – нравственных ценностей.
Данный тренинг проводился для подростков с гипертимной акцентуацией характера.
1. Ритуал приветствия.
Участникам объясняется, что традиционное приветствие будет проводиться под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, они должны сделать небольшой прогноз на будущее. Например, "Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Подросткам нужно подойти по очереди ко всем членам группы и, вспомнив все, что они уже знают о партнере высказать предположение о его будущем.
2. Упражнение «Вежливость».
Упражнение начинается с того, что ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:
- Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете?
- Как вы обычно приветствуете, друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою признательность?
- А как вы выражаете свое недовольство или несогласие? А чувство гнева или раздражения? Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Только, естественно, оставаясь в рамках приличия.
- Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»?
Затем ведущий предлагает во время упражнений попробовать новый стиль отношений, который называется «вежливость». Вместе с участниками разрабатывается свод правил вежливого общения, под названием «Вежливость», который будет действовать на протяжении всего тренинга.
В течение 5 минут каждый из участников составляет свои конкретные предложения для общего свода правил. Затем правила обсуждаются, и проводится все общее голосование за окончательный список.
А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, ведущий вместе с участниками разрабатывает и вводит систему штрафов. Участникам дается еще 5 минут на то, чтобы продумать конкретные наказания тем, кто будет эти правила нарушать. Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе историю или притчу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает большую ошибку, грубо общаясь с окружающими. В качестве примера можно привести слова Эзопа: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой».
Данное упражнение дисциплинирует подростков, заставляет контролировать свое поведение и обучает вежливому общению не только с взрослыми, но и среди сверстников.
3. Упражнение «Тимуровцы».
Ведущий начинает данное упражнение с предложения:
- Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям?
Во время рассказа остальные участники слушают говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Участники при этом должны не забывать внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.
Данное упражнение призывает подростков к совершению положительных поступков, например, к взаимопомощи, развивает умение выслушать другого.
4. Упражнение «Доброта».
В начале этого упражнения ведущий утверждает, что в каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Затем предлагает говорить добрые слова о других людях. Дает подумать 5 минут, подготовиться к рассказу, самостоятельно выбрать тех людей, о которых будет рассказ. Рассказ должен быть очень кратким и по существу, при этом рассказчику нужно подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.
Участники начинают рассказывать после вопроса ведущего:
- Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых?
Это упражнение развивает доброе отношение к окружающим людям, умение ценить положительные качества других людей.
5. Упражнение «Поведение и культура».
Это упражнение проходит в форме монолога. Ведущий рассказывает участникам о таких понятиях как культура, правила, манеры. Рассказывает о минусах малокультурного, невоспитанного человека и о преимуществах поведения культурного человека.
Монолог ведущего: «Поведение культурного человека должно соответствовать общепризнанным нормам и правилам. Тебе следует следить за своими манерами, правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, уметь держать себя непринужденно, но с достоинством, как в знакомом, так и малознакомом обществе; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О друзьях, — шутил А. Моруа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую порядочность. Японский писатель Сей-Сенагон замечает: «Завидовать другим, жаловаться на свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а если человек не пойдет на откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до шуток. Этот «кто-то» — малокультурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений, неприятностей и обид доставляют такие люди — и в школе, и дома, и в магазинах, и даже в больницах, и в других местах.
6. Упражнение «Друг для друга».
Основная задача этого упражнения подумать над тем, где и чем может быть полезен каждый член группы. Ведущий говорит о том, что люди рождены друг для друга, что это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств.
Участникам нужно проанализировать список всех членов группы. Например, написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». А затем все объединяются в большой круг и выслушивают друг друга. Всем участникам будет интересно узнать ответ на вопрос: «На что же я сгожусь?»
7. Упражнение «Улыбка».
Ведущий предлагает сделать улыбку традицией. То есть первым знаком приветствия, обращения должна быть, благожелательная улыбка, так как, к сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается проходящим мимо людям и все уже привыкли видеть хмурые лица вокруг, а самое страшное, сами перестали улыбаться. Ведущий объясняет, что с какими бы словами мы ни подходили, друг к другу начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, а вообще пусть это станет новой хорошей привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала доброй традицией, ведущий говорит о том, что необходимо специально обращать на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если кто-то увидит, что человек не улыбнулся, (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.
Затем ведущий предлагает подойти друг к другу и улыбнуться. Сказать несколько приятных слов. Обратить особое внимание на свои ощущения.
Поводя итог данному упражнению, участников можно спросить:
- Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
- Трудно ли улыбаться всем членам группы?
- Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица?
- А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?
8. Ритуал прощания.
Участники берутся за руки и с улыбкой на лице хором, дружно поют песню «От улыбки станет всем светлей!»

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год