Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Дом, в котором я живу" для детей 3-7 лет
Нравственное воспитаение
Автор: Лариса Буланова   
16.01.2015 02:14

Программа по духовно-нравственному воспитанию Дом, в котором я живу для детей 3-7 летОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

1. Введение

2. Содержание проблемы духовно-нравственного воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.

3.Цель и задачи программы.

4. Система программных мероприятий.

5. Механизм реализации программы.

6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

7.Оценка эффективности реализации программы.

 

                                                                                                      Чем моложе ребенок, тем непосредственнее

                                                                                                          должно быть его нравственное воспитание,

                                                                                                                              тем больше должно его не учить,

                                                                                                   а приучать к хорошим чувствам, наклонностям

                                                                            и манерам, основывая все преимущественно на привычке.
                                                                                                                                       Виссарион Григорьевич Белинский.
                                                          Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.

1. Введение.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
МОУ «Прогимназия «Берёзка» работает по программе «Из детства - в отрочество» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива прогимназии является воспитание духовно-нравственных качеств маленького человека. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Программа «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» разработана для детей в возрасте с 3 до 7 лет. Она призвана содействовать реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры в области дошкольного образования. Она может быть реализована на уровне основных образовательных услуг как неотъемлемая часть основной программы.
Главной целью нашей программы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
По своей направленности наша программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» она включает требование интеграции личности как в мировую, так и в национальную культуру.
Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить ее единство с современными программами дошкольного образования.
В основу программы положены принципы:
• «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
• Сочетание научности и доступности исторического материала
• Наглядность
• Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
• профессиональная компетентность педагога
• систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно
• принцип системно – организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов
• принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
• принцип от близкого к далекому
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Программа предусматривает распределение работы по духовно-нравственному воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок - «Моя семья».

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья – ячейка общество, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

2 блок- «Родной город».

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Тульской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

3 блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья детский сад родная улица родной город родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
• Семейный альбом /приложение № 1/
• Родной город /приложение №2/
• Древо моей семьи
• Бабушка рядышком с дедушкой
• Жить - Родине служить /приложение № 3/
• Наши деды надевают ордена/приложение № 4/
• Сказки из бабушкиного сундука
• Кто на Волге живет
• С них берем пример (почетные люди города)

2. Содержание проблемы духовно-нравственного воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив прогимназии определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности дошкольного возраста – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
• Формированию бережного отношения к природе
• Воспитанию уважения к труду
• Развитие интереса к русским традициям
• Расширению представлений о городах России
• Знакомству детей с символами государства
• Развитию чувства ответственности и гордости задостижения страны
• Толерантного отношения к другим народам
Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы. Из массы впечатлений, получаемых ребенком, необходимо отобрать наиболее доступные ему.
Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив прогимназии определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны духовно-нравственного воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности дошкольного возраста – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

4. Цели и задачи программы.

Цель:
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Сформировать комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения системы духовно-нравственного воспитания.
3. Ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

4. Система программных мероприятий.

4.1. Нормативно - правовое обеспечение:
• Закон РФ «Об образовании»
• Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
• Закон «О ветеранах»
• Конституция Российской Федерации»
• Закон «О воинской обязанности и военной службе»
• Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 - ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
• Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов»
• Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», ее продолжение до 2010 года.
4.2 Информационно - методическое обеспечение:
Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая литература:
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, Д.М. Маханева, Санкт-Петербург, 1997 год.
• «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А. Кондрыкинская, 2005
• «Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.
• Информация в родительских уголках
• Духовно-нравственное воспитание детей и родителей, ж/л «Д/в» №1 2006г.
• Планирование работы по патриотическому воспитанию, Ж/Л «Управ.д/образ.» № 1 2005г.
• Русские педагоги о патриотическом воспитании, ж/л «Управ, д/образ.» № 5 2009г.
4.2. Кадровое обеспечение.
Программа предполагает задействование следующего кадрового состава:
1. Директор
2. Педагогические кадры - 20 (в том числе)
-зам.дир.по ВОД - 1

- музыкальный руководитель- 2
- учитель - логопед- 1
- педагог-психолог - 1
- социальный педагог – 1
-инструктор по физической культуре- 1
-работники городской библиотеки.

4.3. Организационное обеспечение.
Возможны изменения в организации режима занятий.
- проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе - проведение месячников «Защитник Отечества», реализация образовательных проектов: «Семейный альбом», «Древо моей семьи» и других.
- разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию
- организация постоянно-действующей рубрики в родительской газете «Доверие»
- привлечение ветеранских организаций при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

4.4. Материально- техническое обеспечение:
В МОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, мини-музей «Русская изба», изостудия.

5. Механизм реализации программы.
Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными), воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов. Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:

1. Информационно - аналитический блок.
Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.
• Анализ годового плана МОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами
• Анкетирование педагогов (приложение № 5)
• Анкетирование родителей (приложение № 8)
• Анализ состояния воспитательно- образовательной работы
(приложение № 6)
• Анализ уровня знаний дошкольников по данной теме (приложение № 7)
Анализ анкет и результаты проверок выявили следующие проблемы:
- нет достаточной системы в работе по воспитанию патриотических качеств
- воспитатели считают себя патриотами, но не имеют достаточных знаний для проведения целенаправленной работы, слабо ориентируются в программно - методическом обеспечении

2. Практический блок.
Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
• Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.

3.Контрольно - оценочный блок
Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг)
• Анализ эффективности мероприятий
• Контроль за проведением мероприятий
• Анализ полученных результатов
Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов
Для успешной реализации программы был разработан план действий с педагогами, родителями, детьми (приложение № 9,10,11)
Детство- это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наша воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

6.Организация, управления, программой, и контроль за ходом, ее реализации.
• Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет директор МОУ и зам.директора по ВОД, согласно плану работы
• Контроль за проведением плановых мероприятий
• Отчет о реализации программы на педсовете
• Корректировка содержания планов.

7. Оценка эффективности реализации программы
• положительное отношение к родному краю
• улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей)
• уважение к символике страны, гордости за принадлежность к
своей стране и ее народу
• проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике
• готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга
• повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников/

 

Приложение № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

Цель:
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого родителя обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.

Темы:
1.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ВСЕЙ ГРУППЫ «КАКИЕ МЫ»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2. «МЫ - РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз... Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое- настроение хорошее, если лицо грустное- настроение-плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты-хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки-женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?

З.МОЙ МЛАДШИЙ/СТАРШИЙ БРАТ, СЕСТРА.
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.

4.МОЯ СЕМЬЯ.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеалогического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

5.МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
4.НАШ ДЕТСКИЙ САД.
История детского сада в фотографиях.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди - воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар - он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
5.КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность заместителя директора по ВОД:
Консультация «Современные формы и методы работы с семьей»
Подбор педагогической и детской литературы.
Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости»)
Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками

Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов занятий, бесед ( «Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников.
Смотр - конкурс «Фотографии из семейного альбома»
Празднования Дня пожилого человека
Составление генеологического древа каждой семьи.
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе - дружная семья».
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
Барто А.Л. Твои стихи, м. Детская литература, 1983 г («Две бабушки»), Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони».
Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация».
Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке».
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Составление генеалогического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
1. Уважение и почитание людей старшего поколения
2. Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.

Приложение № 2
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»

Цель:
Закрепление и расширение знаний о родном городе. Задачи:
1 .Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город - результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.
2. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
3.Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
4.Ознакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
5.Рассказать о местах отдыха, об экологии города.
Темы:
1 МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения. Промышленность города.
2. УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
«Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия.
3. ТРАНСПОРТ ГОРОДА.
Виды транспорта, История создания городского транспорта.
4.ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха (парковая зона).
5.НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
6. ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
7.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Музей боевой славы МОУ СОШ № 1. История его создания. Вечный огонь, братская могила, памятник герою советского союза Б.Ф.Сафонову.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Деятельность заместителя директора по ВОД:
1. Методические рекомендации воспитателям для работы по данной теме.
2. Тематический контроль «Организация работы по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью».
3. Помощь в организации экскурсии в музей боевой славы МОУ СОШ № 1, городской краеведческий музей.
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных
книг, фотографий.

Деятельность воспитателей и детей
1. Создание альбомов «Мой город», «Города России».
2. Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.
3. Выявление уровня знаний детей.
4. Разработка конспектов и проведение с детьми, бесед, экскурсий.
5. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
6. Чтение произведений местных поэтов.
7. Сюжетно - ролевые игры
8. Целевые прогулки по городу.
9. Беседы: «Визитная карточка города - герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».
10. Составление рассказов «Из окна наша улица видна».

Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.

Ожидаемые результаты:
1. Дети знают историю своего города
2. Уважение к жителям города.
3. Забота о природных и культурных ценностях города.
4. Уважение традиций города

Приложение № 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»

Цель:
Познакомить детей с тем, кто такие защитники Отечества.

Задачи:
1.Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
3.Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4.Подвести к обобщению: наша армия- защищает всех детей, наша армия-армия- освободительница, миролюбивая и гуманная.

Темы:
1. «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
2. «ПОЛКОВОДЦЫ - СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
3. «ГЕРОИ-ОСВОБОДИТЕЛИ»
Иван Сусанин- защитник земли русской.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
4. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии- надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
• Консультация «Дошкольникам о защитниках Отечества»
• «Круглый стол» для педагогов «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Цель: обогащение знаний педагогов об историческом прошлом нашего государства, о его героях, полководцах.
• Методические рекомендации педагогам МОУ для работы по данной теме.
• Помощь в организации экскурсии в музей боевой славы МОУ СОШ № 1, городскую библиотеку, в организации встреч с ветеранами.
• Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг со сказками и былинами, тематической выставки «Защитники Отечества»
Работа с общественными организациями
• Организация экскурсии в музей боевой славы МОУ СОШ № 1
• Организация встречи с ветеранами.
Совместная деятельность воспитателя и детей
• Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа- ветеран», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Летчики», А. Барто «Кораблик, Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
• Праздник «День защитника Отечества»
• Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
• Беседа по сказкам А.С. Пушкина на тему «В каких сказках упоминается о русских богатырях»
• Конкурс детского рисунка на тему «Много в армии профессий»
• Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение».
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
• Беседы на тему «Традиции в армии»
• Прослушивание музыкальных произведений: марши- Д. Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки».
• Сюжетно - ролевые игры.

Совместная деятельность с родителями.
• Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
• Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
• Экскурсия к мемориалу неизвестного солдата с возложением цветов.
• Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.
• Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Ожидаемые результаты:
• Уважение к ветеранам войны.
• Правильное отношение к войне «Худой мир лучше доброй ссоры»

Темы:
1. «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ»»
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

2. «В МУЗЕЕ СЛАВЫ»
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, воздвигают памятники.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым.
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ — за нас с тобой!

3. «ОРДЕНА И МЕДАЛИ»
Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. Правительство по достоинству оценило тех, кто совершил ратные и трудовые подвиги в годы войны.
«За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда».

4. «ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ»
Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. Война - это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

Приложение № 4
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАШИ ДЕДЫ НАДЕВАЮТ ОРДЕНА»

Цель:
Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

Задачи:
1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
3 .Познакомить с почетными людьми города Плавска - участниками и героями войны.
4.Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
5. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6.Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Приложение № 5
Анкета, для воспитателей.

№ Вопрос да нет
1 Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2 Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3 Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
4 Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
5 Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
6 Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
7 Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
8 Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
9 Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
10 Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
11 Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
12 Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Приложение № 6

№ Критерии оценки Оценка зам. дир. по ВОД Оценка педагога
1 Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.
2 Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)
3 Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
4 Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения
5 Знакомит с устным народным творчеством
6 Дает представления об историко-географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах, Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них
7 Формирует бережное отношение к природе
8 Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек-часть природы)
9 Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно-морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением
10 Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами
11 Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения
12 Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал.

Приложение № 7 (диагностика детей)

Ф. и. ребенка
1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России
3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4. Историка- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно- климатические зоны (тундра, лес
Виды ландшафт а(горы, равнина
5. Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

Высокий уровень-Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих , не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки

Приложение № 8

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

З. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 9.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ (cхема)

Приложение №10
Этапы работы с детьми

Приложение №11
Этапы работы с родителями

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д.
• Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

ПАМЯТКА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
(разработана Л.Я.Верб)

• Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• Помогайте всем, чем только можно. Деньги- наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
• Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• Помните: главные воспитатели- родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год