Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Нравственное воспитаение
Автор: Горовенко Анжелика Германовна   
15.12.2014 13:44

Паспорт педагогического проекта «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

 

1.

Наименование проекта

«Уроки доброты»

2

Основные разработчики педагогического проекта

Педагог- Горовенко Анжелика Германовна

3

Основная цель

 Духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.                                                                                                                                                                                                                                                     

4

Основные задачи

1.Формировать у детей  способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».

2.Развивать и обогащать словарь детей.

3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.

4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.

5

Срок реализации

Проект рассчитан на учебный год.( август 2014- май  2015 уч.год)

6

Структура педагогического проекта

Ú  паспорт;

Ú  аннотация педагогического проекта;

Ú  пояснительная записка;

Ú  цель, задачи;

Ú  содержание проекта;

Ú  актуальность темы;

Ú  гипотеза;

Ú  тип проекта;

Ú  методы

Ú  участники проекта

Ú  перспективный план;

Ú  работа с родителями;

Ú  литература.

 

7.

Ожидаемые результаты Программы

 

 

 

 

 

Применение педагогического проекта  в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к  окружающему миру,  формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, этические  представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

 

 

 

Аннотация педагогического проекта:

На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, пред­полагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»

 «Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…

Реализация педагогического проекта  «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.

Дошкольный младший  возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.

В проекте  определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

       Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,  воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

        Педагогический проект  составлен для детей 2 младшей  группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.

Педагогический проект «Уроки доброты»  строится на принципах:

- принцип культуросообразности  (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).

- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15  минут. Количество занятий в год – 10.

  Проект  составлен с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

ü изодеятельность;

ü художественная литература;

ü ручной труд

 

Цель:

духовно-нравственное воспитании детей  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.

Задачи:

  1. 1.Формировать у детей  способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

 

  1. 2.Развивать и обогащать словарь детей.

 

  1. 3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  2. 4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
  3. 5.Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  4. 6.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  5. 7.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

 

Содержание педагогического проекта.

Содержание проекта  включает два раздела:

 

разделы

задачи

 

Изобразительное искусство

 

1. Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.

2. Помочь детям почувствовать и понять образы героев.

3. Содействовать  развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.

Художественная литература

1. Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.

2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости

 

 

Актуальность темы.

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней­шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

 

 

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

 

Тип проекта.

- Информационно-творческий

 - Долгосрочный

- Групповой.

 

Методы.

          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

 

Участники проекта.

 Дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.

 

Ожидаемый результат:

 

В результате проектной деятельности будет  подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

 пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;

оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;

оформление книжек – малышек родителями;

изготовление театров  из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;

составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

 

Через восприятие  сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

 сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.

 

 

 

Этапы работы:

1 этап – подготовительный- август 2014 год

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной- сентябрь 2014 года- май 2015 год

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

3 этап – итоговый- конец мая 2015 года

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

 

 

Перспективный план

Тематический годовой план занятий

 

Младшая группа

 

 

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

 

«Милости просим, гости дорогие»

«Добрые слова»

Беседа  « Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».

«Ходит сон  близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с овощами. Продуктивная деятельность – аппликация «Овощи»

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка» продуктивная деятельность . аппликация «Репка»

Октябрь

 

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот»

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса »

Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Ноябрь

 

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с умывальником . Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

Народный календарь (Приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски

Декабрь

 

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

Продуктивная деятельность рисование печки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников  посредством  устного народного творчества».

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок». Продуктивная деятельность .аппликация «Колобок»

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки»

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок

Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар»

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

 


 

 

Тема занятия

Содержание

 

Февраль

 

«Маша и медведь»

Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь». Раскрашивание раскраски

Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»

Хозяйкины помощники.

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

 

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка»

Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Конкурс « Пасхальное яичко».

«Светлое Христово воскресенье»

Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье

Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»

«Петушок золотой гребешок»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

Народный календарь «История праздника Пасхи».

«Курочка ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»

Май

 

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «

 

«Кто в тереме живет?»

 Знакомство  со сказкой  «Теремок»

Продуктивная деятельность по сказке «Теремок»

Сочинение сказок родителями

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Презентация проекта  «Уроки доброты»

Литература:

1. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.

6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г


 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год