Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
Нравственное воспитаение
Автор: Мигалева Марина Владимировна   
13.04.2016 10:14

Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.

Одной из важных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагающий становление его отношения к своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребенке Человека. Вопрос нравственного воспитания в наше время настолько актуален, что это нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине...». Непростая задача педагога — воспитание у детей уважения к старшим, к родителям, стремление к справедливости, сочувствие к слабым, любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, желание сохранять, беречь и приумножать её богатства. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость.

 

Дошкольное детство — это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

В.Н. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому; Быть добрым — значит уметь сопереживать; т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги».

Родная природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его вопросы. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становится детское впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.

Художественная литература о родной природе является одним из важных факторов при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

При выборе художественного произведения для чтения детям, я в своей работе, соблюдаю несколько правил:

  1. Сообщаемые автором сведения о природе должны правильными, реалистичными;
  2. Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3. Произведения должны быть занимательными или интересными;
  4. Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, я стараюсь придать в своем исполнении разнообразную интонацию, выразительность, напевность, мягкость. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе.

Произведения художественной литературы я использую в самых разных ситуациях. В непосредственной образовательной деятельности, такой как познание (знакомство с окружающим миром, развитие речи, наблюдение за объектами живой природы), на различных познавательных инсценировках, на праздниках и развлечениях.

Произведения беру разные: и сюжетные рассказы о природе В. Бианки, С. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима; описательные Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова; стихи русских и советских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта и другие. Например, во время беседы с Олесей читаю строчки рассказов М. Пришвина.

Летом:

«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи солнца проникали даже в самый темный лес. Шел я вниз по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».

Осенью:

«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».

Весной:

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи... вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают между собой шептаться деревья: береза белая с другой белой березой издали перекликается; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе другую такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них аромат».

Например, в беседе по картине Левитана «Осень», при рассмотрении осеннего пейзажа, читаю стихотворение И. Винокурова:

«Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,

Зонтик желтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам»

Или Б. Пастернака:

«Осень: сказочный чертог,
Всем открытый для обзора;
Просеки лесных дорог
Заглядевшихся в озера»

Использую пословицы и поговорки об осени:

«Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сыта»;

«Осенью скот жиреет, а человек добреет»;

«Осенью и воробей богат».

А также загадки об осени.

Чтением художественной литературы я добавляю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок, наблюдаем за деревьями на участке: за березкой: рассматриваем е крону, ствол и читаю о ней:

«Стройна береза, распустила косы,
До земли нагнулась и земля проснулась».
Пою песню: «Во поле береза стояла» и т.д.

При наблюдении за елочкой вспоминаем впечатления о новогоднем празднике, вспоминаем песенки о елочке, стихи, отгадываем загадку: «у какого дерева вместо листвы иголочки?».

Играем на прогулке вместе с детьми осенью. Я предлагаю детям отправиться на прогулку в воображаемый лес при помощи волшебный слов:

«Раз, два, три ветка клена помоги
Оказаться нам в лесу, где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!»

И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. предлагаю проблемную ситуацию: подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается — это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и кажется, будто дарит им свое золото-тепло, отчего она становится золотой.

Читаю детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень»:

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.»

Зимой на прогулке прочитала детям стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они помогают жучку выбраться с дороги на травку, как спасли воробья от кошки, прогнав ее. Предложила детям загадать желание, связанное с природой. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц.

Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение народных и фольклорный праздников, в которых дети узнают многое о традициях русского народа, о природе родного края.

Это праздники: Новый год, Святки, Масленица, «День птиц», «Здравствуй лето красное», Троица, праздник Ивана Купалы, Ильин день, праздник урожая, Покров день, и другие.

При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты о родном крае, родной природе.

Например, при проведении «Праздника урожая» я использовала, при рассказе о главном урожае, который выращивают на наших полях про урожай зерна и пшеницы стихотворение А. Кольцова «Урожай»:

«Выше пояса рожь золотая
Дремит колосом, почти до земли.
Ветерок по ней плывет, лоснится
Золотой волной разбегается.»

Поговорки: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Когда человек трудится, земля не ленится», «Щи да каша — пища наша», «Кто кашу ест, тому она никогда не надоест»; загадки об овощах и фруктах.

Дети с вдохновением читали стихотворение А.Т. Твардовского «Осенью».

Таким образом, восприятие природы при помощи художественной литературы способствует формированию первых понятий о единстве

человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру человека.

Список литературы.

  1. Л.Ф. Островская, М. Просвещение 1990г. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
  2. Н.Ф. Виноградова, М. 1978г. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
  3. И.В. Гаврилова «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год