Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей в ДОУ
Логопедия
Автор: Колотова Анастасия Викторовна Гаран Вита Викторовна Чумак Оксана Евгеньевна   
17.10.2021 06:59

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей в ДОУРазвитие коммуникативных навыков и речи у детей в ДОУ

Из чего состоит коммуникативный потенциал человека?

  • уровень потребности в общении
  • наличие установки на общение с другими людьми
  • особенности эмоциональной реакции на партнера
  • собственное самочувствие человека в ситуации общения
  • коммуникативные способности.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. У ребенка надо сформировать умение не только отвечать на вопросы взрослого или сверстников, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

 

Три основных аспекта, определяющие содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей:

«Я хочу!» — желание вступать в контакт с окружающими;

«Я умею!» — умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);

«Я знаю!» — знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.

Непосредственная образовательная деятельность по коммуникативному развитию детей и работа с детьми в режимных моментах должны строиться по единому принципу. Это должно выражаться в том, что

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит
  • обеспечивается главное условие общения — адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

Работа, направленная на развитие коммуникативных навыков неразрывно связана с развитием речи детей (диалогической, монологической). Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Построение диалога иногда сложнее, чем монолог.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми — неподготовленный диалог. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. Постепенно происходит переход от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. Ребенок начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. В группах раннего возраста речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в процессе деятельности детей. Этот процесс начинается с самых первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). В течение дня — во время одевания, умывания, прогулки и т.д. — воспитателю следует поговорить с каждым ребенком. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель может спросить детей, вкусно ли, не горячий ли суп, из чего приготовлен. Тем самым воспитатель приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивая, что не нужно говорить с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает специально организуемые плановые разговоры, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Воспитатель дает образец словесной просьбы, предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их, как естественные, и строит на их основе свой собственный стиль общения. На пример в игре "Давайте знакомиться!" взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами "Как тебя зовут?", к другому – "Назови свое имя!", третьего спрашивает "Как тебя назвали родители при рождении?" или "Ты — Оля или Маша?" и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой "поиск" выступает для него в качестве цели).

Для развития начальных форм речи педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

Побудить к диалогу на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

В ходе непосредственно организованной деятельности не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность детей. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей, что противоречит психологической природе ребенка. Приоритетным для ребенка является общение со сверстниками. Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. Игра и труд, преобразованный в игру, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой. Игру детей воспитатель должен в первую очередь приспособить к интересам развития их языка. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, справочное бюро, касса.

Большое значение для развития коммуникативных навыков и речи детей имеет наполняемость групп. Образовательная деятельность должна проводиться по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Обеспечить максимальную речевую активность детей способствует непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

Не менее важное значение имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы дети как можно меньше сидели за столами, так как это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности. Они могут сидеть на напольных подушечках, просто на коленях, стоять около педагога. Расположение детей должно быть разнообразным и удобным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год