Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в процессе музыкальной деятельности»
Занятия по Музыке
Автор: Миронова Елена Ивановна   
16.05.2016 22:12

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в процессе музыкальной деятельности»«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в процессе музыкальной деятельности»

Наиболее любимым для меня видом праздника в детском саду является ярмарочное представление. А как его любят дети! Во-первых, оно предусматривает так называемое «сквозное развитие», когда всё происходит в чётком ритме, активной динамике, т.е. с ярким началом выхода детей, дальнейшим движением к кульминации – ещё более яркой и насыщенной, и наконец, запоминающимся завершением.

Во-вторых, очень любимая детьми фольклорная основа с народными песнями, плясками, играми, хороводами, инсценировками также привлекают детей всех возрастных групп. И конечно, с весёлыми, залихватскими частушками, которые дети просто обожают. Почему? Да потому что простота, доступность мелодии, юмористическое и даже сатирическое содержание, разнообразие ритмического рисунка очень понятны детям и потому легко ими усваиваются.

 

Большое значение имеет правильный, грамотный подбор музыкального и песенного репертуара. Вся музыка должна соответствовать возрасту детей, их вокальным возможностям и способностям. Кроме этого, я стараюсь брать песни или музыкальное сопровождение весёлого, задорного и даже юмористического характера. И всегда интересуюсь – нравится песня или музыка детям. Для меня их мнение очень важно. Иначе дети будут исполнять музыкальное произведение без настроения, неэмоционально, без необходимой душевной отдачи.

Сюжет ярмарки удобен ещё и тем, что его можно использовать как на осенний утренник, так и мамин праздник и даже, выпускной вечер.

Какая почва для раскрытия детских талантов и способностей, творчество на любой вкус: кто-то исполняет частушки, кто-то сопровождает пение игрой на музыкальных инструментах, кто-то обыгрывает бытовые сценки. Кто – то исполняет танцы, передавая их стиль, характер, особенности. Кто – то загадывает загадки. Никто не остаётся в стороне во время такого красочного действа, все хотят внести свой посильный вклад в происходящее, показать, на что они способны. Некоторые дети просят, чтобы их задействовали во всех музыкальных номерах и приходится убеждать их в том, что все дети должны участвовать в какой – либо роли.

Дети всегда с нетерпением ждут появления героев: это может быть любимый Петрушка или скоморохи, цыгане с дрессированным медведем, лоточники со своим товаром, Осень, Матрёшка или даже, сказочный персонаж – Баба Яга.

На таких праздниках дети раскрываются с самой неожиданной стороны: стеснительные, скованные раскрепощаются, агрессивные становятся мягче, податливее, уступчивее. У детей меняется мимика. Она становится разнообразной, более выразительной. Меняется пластика движений – от напряжённой, беспокойной до чёткой, ясной, целенаправленной. Речь становится эмоциональной, появляются динамические нюансы и оттенки.

Дети также любят придумывать и изготовлять детали костюмов, декораций к празднику. Они с гордостью, наперебой рассказывают, как дома с мамой или папой, бабушкой или дедушкой своими руками изготовили ту или иную деталь, украшение.

«На ярмарку весёлую все вокруг спешат!»

В зал выходят 2 ведущих или один.

  1. ведущий: ветер кружит над землёю жёлтых листьев хоровод, улетают птичьи стаи – это осень настаёт. Осень щедрою рукою всем подарки раздаёт: хлеб, картофель и арбузы, виноград и сладкий мёд.
  2. ведущий: где же все эти богатства сможем мы приобрести? Видимо, из-за границы нам придётся их везти?
  3. ведущий: заграница? Ерунда! Ярмарка идёт сюда!
  4. ведущий: ярмарка, ярмарка, кто тебе не рад? На ярмарку весёлую все вокруг спешат. Заходи, честной народ, всех нас ярмарка зовёт!

Под русскую мелодию в зал заходят дети и 3 коробейника с лотками.

Песня «Как на ярмарке весёлой». Муз. Е.Шаламоновой

Ведущий: расписные короба, в них товары разные: нужные, отличные, вкусные, прекрасные.

Выходят 3 коробейника.

  1. я – весёлый коробейник, а на шапке бубенцы, покупайте карамельки, покупайте леденцы!
  2. у меня с помпоном шапка, а товар не хуже, вот орешки, шоколад – тоже очень нужен.
  3. а вот сушки, бублики, цена – всего два рублика. Вы их с радостью возьмёте, с ними и чайку попьёте.
  4. пирожки горячие, с пылу с жару, подходи и покупай – гривенник за пару.
  5. покупайте эскимо, вкусное, прохладное: лимонное, ванильное, простое, шоколадное.
  6. ленточки атласные, все по цвету разные, булавки, иголки, в причёски заколки! А вот шёлковый платок, с розочками уголок. Есть платки любого цвета – вам для танца подойдут. Вы купите – наши гости хоровод уже ведут!

Девочки разбирают платки.

«Танец с платками» (аудиозапись)

Ведущий: (достаёт из-под коробки шапку) ребята! А чья это шапка? Давайте положим её в коробочку, и кто будет её искать, тому и отдадим.

В зал вбегает Петрушка.

Петрушка: траля-ля, траля-ля, здравствуйте, мои друзья! (хватается за голову) Что-то голая макушка…я без шапки не Петрушка!

Ведущий: а ты, Петрушечка, поищи её, а мы тебе поможем.

«Игра с Петрушкой»

(Петрушка ищет шапку, а дети подсказывают: «горячо», «холодно»)

Петрушка: а куда же я пришёл?

Дети: на ярмарку!

Петрушка: на ярмарку? А что тут можно делать?

Дети отвечают.

Петрушка: (берёт дудочку) Эти дудки по рублю? Эти дудки я куплю! (прикладывает дудку то к уху, то к глазу, вертит, не зная, как играть)

Ведущий: ребята! Научите Петрушку играть на дудочке. Утки – в дудки, кошки – в ложки, бараны – в барабаны, а мы-то на гармошке! Играем, играем, народ потешаем.

Песня «Где был, Иванушка?»

Петрушка: мне пора уж торг начать и потешку выбирать.

Выходят 2 девочки.

  1. здорово, кума!
  2. на ярмарке была!
  3. никак ты кума, глуха?
  4. купила курицу да петуха!
  5. прощай, кума!
  6. да ещё блоху на уху, пять рублей дала, а она удрала!

Выходят девочка и мальчик.

М: Ульяна, где была?

Д: в новой деревне.

М: что там видела?

Д: утку в юбке, курицу в серёжках, свинью в рогоже, нет её дороже!

Выходят девочка и мальчик.

Д: Федул, что губы надул?

М: кафтан прожёг.

Д: починить можно?

М: да иглы нет!

Д: а велика ли дыра?

М: остались ворот да рукава!

Петрушка: хорошие потешки, я их покупаю. (подходит к мальчику, выводит его) А я тебе бесплатно поддёвку продам. Хочешь?

Мальчик: да!

Петрушка: Ваня (любое имя), под ногами грязь. (мальчик смотрит под ноги) Не кланяйся, я тебе не князь. Не робей, постой, лучше песню спой!

Русская народная песня «Как на речке-речке»

(после песни тот же мальчик остаётся посреди зала)

Петрушка: молодец, Ванюша, хорошо пел! А в придачу что возьмёшь – щи или кашу?

Ваня: кашу!

Петрушка: пуговица наша! (пытается отрезать от рубашки пуговицу)

Ваня: нет, нет, щи!

Петрушка: пуговицу не ищи! (делает тоже самое)

Ведущий: Петрушка, хватит шутки шутить да языком молотить. Лучше петь да плясать – пора частушки начинать!

«Частушки». Муз. в обработке В.Сёмина

  1. ах, частушечки, частушки мы сейчас вам пропоём, петь частушки наши будем вчетвером или втроём?
  2. сколько здесь у нас гостей, вчетвером петь веселей, наши гости будут знать, мы ещё пойдём плясать.
  3. (мальчики): наши милые девчата, до чего ж вы хороши, мы на ложках вам сыграем – попляшите от души.
  4. (девочки): /дайте круг/ 3 раза пошире, не вдвоём пойдём плясать – нас пойдёт четыре.
  5. (мальчики): рассыпайся, горох, с грядочки на грядочку, разойдись-ка, народ, мы пойдём вприсядку.
  6. (девочки): охаха-ха, хахоньки, наши парни махоньки, из-за кочек, из-за пней не видать наших парней.
  7. (мальчики): ты неправду говоришь, подружка, признавайся, занимаемся мы спортом, силой отличаемся.
  8. мы частушки вам пропели, вы скажите от души. Хороши частушки наши?... И мы тоже хороши!

Девочки: мы вас всех повеселили, не пора ли поплясать? Коль ребята приглашают, нам нельзя им отказать!

Танец (аудиозапись)

Петрушка: да, на ярмарке не получится скучать, пришла пора загадки загадать.

Загадки:

1: неказиста, шишковата, а придёт на стол она – скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна. Приготовьте ложки, будем есть…»

(Петрушка даёт в корзине овощи)

2: в огороде вырастает, а когда он созревает, варят из него томат, в щи кладут и так едят. Все зовут его «синьор», что же это?...

(Петрушка даёт в корзине овощи)

3: он никогда и никого не обижал на свете. С чего же плачут от него и взрослые, и дети? Отвечайте, дети, вслух, ну, конечно, это…

Петрушка: а теперь мы поиграем, овощи пособираем.

Игра «Передай овощи»

(дети встают как в ручеёк, но лицом друг к другу, 2 команды)

Петрушка: молодцы, ребята! А на прощанье угостить хочу печеньем, конфетами. Вот вам с маком птички-галочки и петушки на палочке.

Ведущий: давайте вместе скажем Петрушке…

Дети: спасибо!

Ведущий: мы закрываем ярмарку сейчас, приятно было вместе веселиться. Пусть будет настроение у вас и радостью сияют ваши лица.

Уходят под ту же музыку, под которую заходили в начале.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год