Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные методы оздоровления с музыкальным сопровождением в практике работы с детьми раннего возраста
Занятия по Музыке
Автор: Лузянина Лариса Константиновна   
25.12.2025 01:33

Нетрадиционные методы оздоровления с музыкальным сопровождением в практике работы с детьми раннего возрастаНетрадиционные методы оздоровления с музыкальным сопровождением в практике работы с детьми раннего возраста

Л.К. Лузянина, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г.Черемхово» г.Черемхово, Российская Федерация

Разрабатываются инновационные методики, технологии, стартуют программы развития, но на первом месте всегда остается здоровье наших детей. В современном мире необходимы новые методы работы, новый взгляд на оздоровление воспитанников.

Сегодня уже стали обыденными такие нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей как точечный массаж А.Н. Уманской, дыхательная гимнастика Стрельниковой, гимнастика пробуждения, использование Су-Джок терапии, музыкотерапии и других методик.

 

Хотелось бы остановиться на тех методиках, которые стали рента-бельны в нашей образовательной организации, с нашей возрастной категорией детей (2-3 года). Как показала практика, действенной силой для эффективного сохранения и укрепления здоровья детей остаются все те же нетрадиционные методы оздоровления, но, в сочетании с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение — это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие эффективному использованию нетрадиционных методов и форм оздоровления. Для музыкального сопровождения, совместно с нетрадиционными методами оздоровления, предъявляются определенные требования:

  • отсутствие чёткой выраженной структуры музыкального произве-дения, «размытость» границ его частей
  • отсутствие текста, то есть, инструментальная музыка, желательно — сочетание звучания музыкальных инструментов и звуков природы
  • спокойный, лиричный характер музыки, негромкое звучание.

В нашей практике, в качестве музыкального сопровождения, мы ис-пользуем специально подобранные классические произведения, звуки природы, методику Е. Железновой «Говорушки». Музыкальный репертуар используется в определенных оздоровительных направлениях: Су-джоктерапия с музыкально-речевыми играми «Говорушки», гимнастика пробуждения с классическими произведениями, звуками природы

Подробнее остановимся на одном из направлений: Су-джок и музы-кально-речевые игры Е. Железновой «Говорушки».

Кратко о Су-джок: на наших ладонях находится много биологически активных точек, и эффективный способ их стимуляции – массаж шариком, при прокатывании которого можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони. В своей практике мы используем еще один метод Су-джок терапии – это массаж эластичным кольцом (пружинное кольцо надевается на пальцы ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый пальчик до появления ощущения тепла). В результате, у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшается мелкая моторика и чувствительность рук, развивается речь.

Музыкально-речевыеигры Е. Железновой «Говорушки» являются компонентом одной из популярных методик всестороннего развития детей раннего возраста «Музыка с мамой». Достоинство этих игр- способность научить фокусировать внимание малыша и лучше совершать контроль над своим поведением с помощью речевых упражнений, основанных на музыкальном сопровождении.

Как же мы используем эти две методики? Проводим индивидуаль-ную работу с каждым ребенком: прокатываем шарик по ладони малыша, в это время проговариваем (пропеваем) вместе с ребенком музыкально-речевую игруЕ. Железновой ( «Лиса», «Гора», «Мишка», «Коза» и др). Результатом объединения двух методик (Су-джок + «Говорушки») можно считать: развитие речи, улучшение самочувствия, развитие мелкой моторики, легкая степень адаптации.

Следующая группа методик, о которых хотелось бы сказать — это гимнастика пробужденияв сочетании с классической музыкой.

Пробуждение — один из самых значимых моментов в режиме дня ДОО. Особенно важен этот этап для детей раннего возраста. От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Лучше всего, если ребёнок будет просыпаться под тихую, плавную музыку Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» в сочетании с гимнастикой пробуждения «Солнышко», или «Мелодия моей души» Моцарта с гимнастикой пробуж-дения «Зайка», или «Элегия» Форе в сочетании с гимнастикой пробужде-ния «Кошечки».

Гимнастикапробуждения включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря сочетанию классической музыки и гимнастикипробуждение проходит легко, малыш получает положительный настрой. Правильная организация взаимодействия музыкального сопровождения и процесса пробуждения — это, действительно, нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для сохранения и укрепления физического и психического здоровья малыша.

Нетрадиционные методы оздоровления, применяемые в нашей практике не новы, но, в сочетании с правильно подобранным музыкальным сопровождением и систематическим включением в режим дня группы детей раннего возраста мыпришли к выводу, что данные оздоровительные направления далиположительные результаты: улучшилось эмоциональное состояние детей, увеличилась посещаемость воспитанников, увеличилось количество детей с легкой степенью адаптации.

Как говорил Козьма Прутков: «Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает». Поэтому мы ищем, адаптируем, пробуемвнедрять в практику работы нестандартные решения для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год