Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игра как средство развития вокальных навыков: дыхания, дикции, интонирования, динамического ансамбля, работы с микрофоном»
Занятия по Музыке
Автор: Губарева Яна Нуваховна   
30.04.2025 08:57

«Игра как средство развития вокальных навыков: дыхания, дикции, интонирования, динамического ансамбля, работы с микрофоном»«Игра как средство развития вокальных навыков: дыхания, дикции, интонирования, динамического ансамбля, работы с микрофоном»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО

Технологическая карта открытого занятия

Образовательная деятельность: вокальное творчество, Возраст учащихся: 6 лет, Ф. И. О. педагога: Губарева Яна Нуваховна, Отдел: художественно-эстетический

Кемерово 2025

План-конспект открытого занятия

Тема: Игра как средство развития вокальных навыков: дыхания, дикции, интонирования, динамического ансамбля, работы с микрофоном».

Цель: развить вокальные навыки: дыхание, дикцию, интонирование, динамический ансамбль, работы с микрофоном.

Задачи:

 

I.Образовательные:

  • обучить основам правильного певческого дыхания, дикции, интонирования, пения в динамическом ансамбле, работы с микрофоном.
  • познакомить с вокальными упражнениями в игровой форме, развивающими данные вокальные навыки.

II. Развивающие:

  • содействовать формированию у обучающихся вокальных и творческих способностей
  • развить мотивацию к музыкальной деятельности

III. Воспитательные:

  • научить работать в команде, уважать друг друга
  • создать благоприятный климат на занятии.

Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний

Программа: «Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности по хоровому пению, возраст обучающихся 7- 16 лет».

Направленность: художественно-эстетическая

Год обучения: 1 год обучения

Раздел программы: 1 раздел. Певческое дыхание, дикция, интонирование.

Форма организации деятельности на занятии: коллективная

Методы обучения: словесный, практический, демонстрационный

Методическая информация

Время реализации занятия

Окончание первого полугодия, примерный возраст детей 6 лет

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. учащиеся на данном занятии

Закрепят ранее полученные знания о вокальном дыхании, дикции, интонировании, динамическом ансамбле. Научатся вокальному-хоровому навыку «Динамический ансамбль». Приобретут навыки внутреннего раскрепощения и эмоциональной отзывчивости.

Необходимое оборудование и материалы

Фортепиано, ноутбук, музыкальная аппаратура, проектор.

Дидактическое обеспечение занятия

 

Список учебной и дополнительной литературы

1. Абелян, Л. М. Как рыжик научился петь [Текст] / Л. М. Абелян, М.: «Советский композитор», 1989 г. – 33

2. Бочев, Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса [Текст] / Б. Бочев, М.; 1963 г. – 58 с.

3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. - Москва : Музыка, 2000. – 366 с. – Текст: непосредственный.

4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов, И. А. Трифонова. - Тюмень : Тюменский изд. дом, 2011. - 79 с. – Текст: непосредственный.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1.https://www.youtube.com/watch?v=PN2W3OfPvQ8                   2.https://www.youtube.com/watch?v=EK47mmQjoHo                   3.https://www.youtube.com/watch?v=W2qKAfQApp8

4. http://diktory.com

 

Вводная часть:

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Слова, действия педагога

Предполагаемые правильные слова, действия учащихся

1.Организационный

Здравствуйте, ребята!

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Скажите, кто-нибудь из вас знает основные вокальные навыки, который необходимы в пении?

Чтобы красиво петь, нам необходимо учиться правильно дышать. В нашей вокальной студии Forteя учу детей красиво, правильно петь, чтобы выступать на сцене. Скажите, как правильно дышать в вокале?

Верно! Именно выдох очень важен в вокальном искусстве, так как нам нем мы тянем гласные звуки, пропеваем слова. Каким должен быть выдох?

Совершенно верно!

«Здравствуйте!!!»

«Дыхание, дикция, интонация»

Дыхание - важнейший вокальный навык, от которого зависят сила и длительность звука, его красота.

«Вдох спокойный. При вдохе ребра расширяются, передняя стенка живота выходит вперед.

Выдох должен быть плавным, долгим, без толчков».

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть:

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Слова, действия педагога

Предполагаемые правильные слова, действия учащихся

2. Основной

Сейчас мы сделаем упражнение на развитие долгого выдоха. Посмотрим у кого выдох дольше.

Вдох должен быть спокойным и бесшумным.

Ребята, расскажите, как правильно выполнять данное упражнение?

Главная задача: сделать выдох плавным, долгим.

Молодцы!

Ребята, так как мы работаем в команде, мы должны научиться слушать и внимательно относится друг к другу. Следующее упражнение нам в этом поможет. Давайте поработаем над навыком «Дикция». Разогреем наш артикуляционный аппарат. Для этого мы разобьемся на 2 команды (вокальные партии) по 8 человек. 1 команда произносит согласные «Пц-ч, пц-ч» 8 раз. 2 команда «Ш-п-т-Па», представьте, что вы змейки, будем шипеть (8 раз).

Главная задача: правильный активный выдох, точный ритм и четкая дикция.

Молодцы!Ребята, а теперь вспомним скороговорку «От топота копыт, пыль по полю летит».

Посмотрите на экран.

Молодцы!

Предлагаю поиграть в игру «Дирижер»! Вы должны по руке дирижера определить динамику и произнести скороговорку «От топота копыт» в нужной динамике (громко, тихо, шепотом).

Ребята, скажите, что значит слово «Динамика»? Как вы понимаете смысл этого слова?

Верно!

Итак, поиграем. Хотите?

Главная задача: понять жест дирижера, слушать друг друга, произнести упражнение в ритмическом и динамическом ансамбле.

Ребята, кто хочет быть в роли дирижера?

Ребята, над какими навыками мы сейчас работали?

Верно!

Скажите, что такое дикция?

Вы большие молодцы!!! Верно!

Ребята, скажите какой еще очень важный вокальный навык вы знаете?

Что такое чистая интонация?

Верно!

Следующее упражнение поможет нам развить навык «Интонирование».

Распевка «Вот иду я наверх, вот иду я вниз».

Главная задача: слушать ноты и чисто петь.

Далее покажем работу с микрофонами по 4 человека. Расскажите и покажите, как правильно держать микрофон?

Ребята, какие неразрывно связанные навыки мы сейчас тренировали?

Правильно!!!

Умнички! Теперь вспомним песню «Маленькие звезды!». Исполним ее все вместе.

Дети внимательно слушают задание педагога и повторяют за ним.

Берем игрушку «Ветрячок». Дуем на колесико. Мы должны раскрутить колесо потоком воздуха.

Вдыхают воздух и раскручивают колесико игрушки.

Повторяют упражнение 3 раза.

 

Учащиеся внимательно следят друг за другом, выполняя упражнение.

Сначала произносят набор согласных звуков отдельно по партиям, делая друг другу замечания, затем вместе.

Далее начинает 1 команда и по руке педагога вступает 2 команда, произносят свои согласные одновременно.

Учащиеся произносят скороговорку: «От топота копыт, пыль по полю летит».

Сначала в умеренном темпе, с четкой артикуляцией, далее ускоряют темп.

«Давайте!»

Дети встают. Внимательно слушают задание педагога и повторяют за ним.

Произносят скороговорку.3 раза

Динамика-это сила звука. Можно петь в разной динамике, т е тихо, громко.

Конечно!!!

Учащиеся внимательно следят за жестами дирижера, выполняют упражнение.

Педагог показывает динамику: рука на верху-громко; рука на уровне груди- тихо; рука внизу-шепотом. Развивают следующие вокальные навыки: дикцию, дыхание, динамический ансамбль, а также навык работы в команде.

Желающие дети выполняют роль дирижера.

«Дикция, дыхание»

«Дикция-это четкое произношение слов»

«Интонирование»

«Чистая интонация-умение попадать в нужную ноту»

Дети исполняют распевку, слушая ноты, делая замечания друг другу.

Педагог играет на синтезаторе последовательность нот в пределах кварты в мажоре, начиная с тоники. «Вот иду я наверх» (вверх), «Вот иду я вниз» (вниз).

Микрофон нужно держать на 90 градусов по отношению к корпусу. Звук должен попадать в микрофон.

Учащиеся исполняют распевку в микрофоны по 4 человека, исправляя неточности интонации.

«Дыхание, дикцию, интонацию, так же навык работы с микрофоном»

Учащиеся исполняют песню по 6 человек в микрофоны.

Корпус ровный, челюсть не зажата. Поют, используя правильное дыхание, четкую дикцию, интонацию, с музыкальной фразировкой.

Видео скороговорки на экране.

https://vk.com/video-196149898_456239023

Ноты распевки «Вот иду я наверх»

https://disk.yandex.ru/i/Z4Zo82wQ07ii7w

Фонограмма песни «Маленькие звезды»

 

Заключительная часть:

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Слова, действия педагога

Предполагаемые правильные слова, действия учащихся

Заключительный

Педагог: Мы с вами поработали над основными вокальными навыками, исполнили распевки и разогрели артикуляционный аппарат, создали хорошую опору для звукообразования, повторили песню «Маленькие звезды». Теперь давайте исполним ее на сцене!

Ребята, Вам понравилось занятие?

Я надеюсь, что у нас с вами будет еще много побед!

А для этого нужно много трудиться, занимаясь любимым делом, верно?

Дети получают сладкие призы.

«Давайте»

Дети исполняют поставленный на сцене номер.

«Да!»

«Мы тоже»

«Верно!»

 
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год