Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование метода моделирования в развитии певческих навыков старших дошкольников.
Занятия по Музыке
Автор: Соколова Екатерина Анатольевна   
30.03.2025 01:56

Использование метода моделирования в развитии певческих навыков старших дошкольников.Использование метода моделирования в развитии певческих навыков старших дошкольников.

Автор: Соколова Екатерина Анатольевна Организация: МБДОУ детский са д№30 г. Нижний Новгород

Пение занимает ведущее место в системе музыкально — эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно же, развивает и укрепляет голосовой аппарат.

Одной из задач музыкального воспитания детей дошкольного возрастаявляется развитие певческих навыков.

Решая эту задачу, в своей работе я часто прибегаю к методу моделирования.

Модель— это заменитель реального объекта, процессов и явлений, который отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде его структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами.

 

Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр), отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к этому способу обучения.

Наглядное моделирование я использую на музыкальных занятиях в таких компонентах, как

  1. Упражнения на дыхание;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Упражнения на развитие динамического слуха;
  4. Вокальные упражнения на развитие ритма и мелодического слуха;
  5. Вокальные упражнения на звуковедение;
  6. Пение песен.

Моделирование в упражнениях на дыхание.

Дыхание-один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание требует волевых усилий, правильный вдох должен быть грудобрюшным, при котором верхний отдел остаётся спокойным, а выдох спокойным, без толчков, с ощущением «опоры».

В упражнениях на дыхание я использую «кубики-картинки». Каждая картинка соответствует дыхательным упражнениям: «Петух», «Ёжик», «Комарик» (по Б.С. Толкачёву) и «Муха», «Жук», «Стрекоза» (по М.Л. Лазареву).

Помогают в работе над дыханием и бумажные модели снежинок, бабочек, птичек, самолётиков, которые дети сделали сами вместе своспитателями и родителями. Держа за ниточку бумажные модели дети на выдохе дуют на них как можно дольше.

Дикция и артикуляция

Работа над дикцией и артикуляцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Обучая детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуем использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки и ритмодекламации.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц
  • разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность
  • развить мимику, артикуляционную моторику

- развить выразительную дикцию.

При выполненииартикуляционной гимнастики, для лучшего усвоения упражнений «Чашечка», «Блинчик», «Расчёска», «Слоник», «Футбол», «Лошадка», «Качели» мне помогают карточки-модели с положением губ и языка.

Затем дети могут самостоятельно соотнести картинки-пары и выполнить упражнения.

Упражнения на развитие ритмического слуха

Чувство ритма наиболее трудно поддаётся развитию, но если работа ведётся постоянно, то приходит и результат.

Работу над ритмическим развитием веду планомерно и постоянно. Работа над небольшими попевками и песнями не обходится без графического изображения ритма. Ритмический рисунок выкладывается короткими и длинными полосками разными по цвету, а также кружками разной величины и цвета.

Сначала ритм песен прохлопываем ладошками, а затем я показываюграфическое изображение ритмического рисунка. В дальнейшем дети сами выкладывают ритмические формулы и могут задавать новые.

Работа над динамикой

При работе над динамикой использую цветовые модели осенних листьев, расположенных по цветовомуcrescendoот зелёного до жёлтого, оранжевого, красного. Дети пропеваютпоступенную мелодию на заданный текст: «Листики летят в саду, я за ними побегу» с crescendoили diminuendo, в зависимости от их расположения.

В работе над динамикой использую «Динамические карточки» с обозначениями forte-f, piano-p, mezzoforte-mf, mezzopiano-mp.

Я показываю карточки, а дети поют знакомые песни в соответствии с ними.

Работа над интонацией.

Точно интонировать абсолютно всё дошкольники не могут. Чаще всего дети поют чисто только в примарной зоне, но детей надо обязательно знакомить с понятием высоты звука.

В работе с детьми использую музыкальный конструктор и карточки «Ручные знаки». Дети с удовольствием поют небольшие попевки с ручными знаками по системе Л.С. Струве «Музыкальные ступеньки».

Движение мелодии выкладываем кружками-нотами на линейках на занятиях, в группах в музыкальных уголках есть карточки-модели с мелодическими рисунками песен, по образцам которых дети могут выложить рисунки самостоятельно.

Звуковедение

Звуковедение-способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. В основе звуковедения лежит связное пение (legato), при котором гласные связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро.

При пении nonlegato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

В staccato лёгкие короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.

Обьяснить детям различные приёмы звуковедения помогают карточки с графическим изображением мелодии.

Длинная линия-поём связно, legato; линия прерывистая-звук тоже прерывистый, поём nonlegato; точки-кружочки-значит, надо петь отрывистым звуком, staccato.

Пение песен

В работе над пением песен также помогает моделирование.

Строение, форму песен дети отображают через геометрические фигуры, которыми выкладывают вступление, куплет, припев, проигрыш и окончание песни.

Содержание текста песни также можно смоделировать различными картинками, которые дети выкладывают в определённой последовательности.

Работа над выразительностью в песне. решается с помощью карточек-пиктограмм. Дети поют знакомую песню, воспитатель показывает в процессе пения различные пиктограммы. Дети должны передать данную эмоцию голосом, мимикой и жестами.

Все карточки-модели, которые используются на занятии, затем переносятся в группы в самостоятельную музыкальную деятельность детей. Манипулируя карточками, пытаясь сложить знакомый ритмический или мелодический рисунок, у детей развивается продуктивное музыкальное мышления, т.е. интеллект. Играя, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказывается на развитие его ума, эмоциональной сферы, воображения, музыкальных способностей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год