Использование метода моделирования в развитии певческих навыков старших дошкольников. |
Занятия по Музыке | |
Автор: Соколова Екатерина Анатольевна | |
30.03.2025 01:56 | |
Автор: Соколова Екатерина Анатольевна Организация: МБДОУ детский са д№30 г. Нижний Новгород Пение занимает ведущее место в системе музыкально — эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно же, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Одной из задач музыкального воспитания детей дошкольного возрастаявляется развитие певческих навыков. Решая эту задачу, в своей работе я часто прибегаю к методу моделирования. Модель— это заменитель реального объекта, процессов и явлений, который отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде его структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр), отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к этому способу обучения. Наглядное моделирование я использую на музыкальных занятиях в таких компонентах, как
Моделирование в упражнениях на дыхание. Дыхание-один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание требует волевых усилий, правильный вдох должен быть грудобрюшным, при котором верхний отдел остаётся спокойным, а выдох спокойным, без толчков, с ощущением «опоры». В упражнениях на дыхание я использую «кубики-картинки». Каждая картинка соответствует дыхательным упражнениям: «Петух», «Ёжик», «Комарик» (по Б.С. Толкачёву) и «Муха», «Жук», «Стрекоза» (по М.Л. Лазареву). Помогают в работе над дыханием и бумажные модели снежинок, бабочек, птичек, самолётиков, которые дети сделали сами вместе своспитателями и родителями. Держа за ниточку бумажные модели дети на выдохе дуют на них как можно дольше. Дикция и артикуляция Работа над дикцией и артикуляцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Обучая детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуем использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки и ритмодекламации. Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Артикуляционная гимнастика помогает:
- развить выразительную дикцию. При выполненииартикуляционной гимнастики, для лучшего усвоения упражнений «Чашечка», «Блинчик», «Расчёска», «Слоник», «Футбол», «Лошадка», «Качели» мне помогают карточки-модели с положением губ и языка. Затем дети могут самостоятельно соотнести картинки-пары и выполнить упражнения. Упражнения на развитие ритмического слуха Чувство ритма наиболее трудно поддаётся развитию, но если работа ведётся постоянно, то приходит и результат. Работу над ритмическим развитием веду планомерно и постоянно. Работа над небольшими попевками и песнями не обходится без графического изображения ритма. Ритмический рисунок выкладывается короткими и длинными полосками разными по цвету, а также кружками разной величины и цвета. Сначала ритм песен прохлопываем ладошками, а затем я показываюграфическое изображение ритмического рисунка. В дальнейшем дети сами выкладывают ритмические формулы и могут задавать новые. Работа над динамикой При работе над динамикой использую цветовые модели осенних листьев, расположенных по цветовомуcrescendoот зелёного до жёлтого, оранжевого, красного. Дети пропеваютпоступенную мелодию на заданный текст: «Листики летят в саду, я за ними побегу» с crescendoили diminuendo, в зависимости от их расположения. В работе над динамикой использую «Динамические карточки» с обозначениями forte-f, piano-p, mezzoforte-mf, mezzopiano-mp. Я показываю карточки, а дети поют знакомые песни в соответствии с ними. Работа над интонацией. Точно интонировать абсолютно всё дошкольники не могут. Чаще всего дети поют чисто только в примарной зоне, но детей надо обязательно знакомить с понятием высоты звука. В работе с детьми использую музыкальный конструктор и карточки «Ручные знаки». Дети с удовольствием поют небольшие попевки с ручными знаками по системе Л.С. Струве «Музыкальные ступеньки». Движение мелодии выкладываем кружками-нотами на линейках на занятиях, в группах в музыкальных уголках есть карточки-модели с мелодическими рисунками песен, по образцам которых дети могут выложить рисунки самостоятельно. Звуковедение Звуковедение-способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. В основе звуковедения лежит связное пение (legato), при котором гласные связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро. При пении nonlegato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком. В staccato лёгкие короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко. Обьяснить детям различные приёмы звуковедения помогают карточки с графическим изображением мелодии. Длинная линия-поём связно, legato; линия прерывистая-звук тоже прерывистый, поём nonlegato; точки-кружочки-значит, надо петь отрывистым звуком, staccato. Пение песен В работе над пением песен также помогает моделирование. Строение, форму песен дети отображают через геометрические фигуры, которыми выкладывают вступление, куплет, припев, проигрыш и окончание песни. Содержание текста песни также можно смоделировать различными картинками, которые дети выкладывают в определённой последовательности. Работа над выразительностью в песне. решается с помощью карточек-пиктограмм. Дети поют знакомую песню, воспитатель показывает в процессе пения различные пиктограммы. Дети должны передать данную эмоцию голосом, мимикой и жестами. Все карточки-модели, которые используются на занятии, затем переносятся в группы в самостоятельную музыкальную деятельность детей. Манипулируя карточками, пытаясь сложить знакомый ритмический или мелодический рисунок, у детей развивается продуктивное музыкальное мышления, т.е. интеллект. Играя, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказывается на развитие его ума, эмоциональной сферы, воображения, музыкальных способностей.
|