Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».
Занятия по Музыке
Автор: Ушакова Анна Леонтьевна   
15.02.2025 19:27

«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».

Ушакова Анна Леонтьевна — музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №10» город Ярославль

Семья играет ключевую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Она выступает важнейшим источником развития для ребенка и основой формирования его базового доверия к миру. Семья является социальным институтом, сохраняющим и передающим из поколения в поколение человеческие ценности, становясь связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Она формирует в человеке основы его внутренней позиции, мировоззрения, гражданской идентичности и обеспечивает ему чувство психологического комфорта и защищенности. Наконец, именно она чаще всего делает человека счастливым. Иными словами, семья – это основа жизненного благополучия человека: его успешности и возможности реализовать себя в самых разных сферах деятельности. [1]

 

За многие годы работы музыкальным руководителем, я использовала разнообразные формы сотрудничества с родителями: индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, мастер-классы, практикумы, анкетирование родителей, размещение информации на сайте детского сада, на страницах социальных сетей. Но мне была необходима такая форма сотрудничества с родителями и воспитанниками, которая дает возможность:

  • научиться взаимодействовать в музыкально-художественной деятельности;
  • продемонстрировать свои творческие способности, погружаясь в мир звуков, ритмов и мелодий;
  • получить положительные эмоции и радость от совместной творческой деятельности;
  • сделать детско-родительские отношения более конструктивными и гармоничными.

Именно такой формой работы и является музыкальная гостиная.

Музыкальная гостиная в детском саду — это цикл музыкально-литературных занятий, направленных на комплексное использование различных искусств (музыки – поэзии — живописи) и взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности.

Подготовка и проведение музыкальных гостиных строится по нескольким принципам:

  • Полноты, необходимости и достаточности. Возможность «на малом учить многому».
  • Творчества. Воспитанники и родителя могут выполнять творческие задания после прослушивания музыкального произведения.
  • Интеграции. Присутствие большинства образовательных областей;
  • Непринуждённость обстановки. Все присутствующие чувствуют себя комфортно, раскрепощённо.
  • Партнёрского взаимодействия и сотрудничества. Взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (ребёнок, педагог, родители).

Цель: Приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Раз в месяц в уютных стенах музыкальной гостиной дети и родители погружаются в мир звуков и эмоций, открывая для себя новые грани творчества.

Чтобы встречи в «Музыкальной гостиной» были более продуктивнымии запоминающимися, использую разные формы их организации:

-Беседы у рояля — развивают чувство прекрасного, приобщают и мировой культуре, расширяют кругозор. Слушатели узнают о творчестве композиторов ( «Детки в клетке» по произведениям Ш.К. Сен – Санса», «Музыка зимы»), о жанрах в музыке ( «Зимние фантазии», «Звуки музыки вокруг нас»), знакомятся с репродукциями картин И. Шишкина, Б. Кустодиева, И. Грабарь, И. Левитана, погружаются в мир поэзии Ф. Тютчева, С. Есенина, Н. Некрасова, А. Пушкина; -Занятия-путешествия–усиливают эмоциональные впечатления, создают благоприятные условия для совместного творчества, придают происходящему сказочную необычность. Путешествия происходят по музыкальным странам ( «В стране музыкальных инструментов», «Королевство Бумбарабандия»), по сказкам ( «Сказкав музыке»), во времени ( «Мир музыки чудесной»). -Беседа-концерт – помогает проявлению инициативы и самостоятельности, продемонстрировать свои творческие способности. ( «Все начинается с мамы», «Зовёт нас музыка Победы», «Мы очень любим наших мам»). — Сюжетные занятия – развивают пространственное воображение, творческое проявление во всех видах музыкальной деятельности. Это занятия, объединенные не только одной темой, но и единой сюжетной линией, организующей совместное творчество. ( «Здравствуй, музыка!» «Музыкальная палитра весны», «Инструмент нашмузыкальный самый звонкий, уникальный»). — Музыкальный квест— это игровое приключение с продвижением по музыкальным «станциям» с помощью решения музыкальных заданий. Такая форма: помогает каждому стать активным участником творческого процесса, поддерживает чувство доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми, вдохновляя их на совместные творческие поиски ( «Путешествие по страницам «Детского альбома» П. Чайковского», «Потерянные краски Осени»).

Структура музыкальной гостиной:

  • Музыкальное приветствие — настраивает на позитив, создает атмосферудоброжелательности, заинтересованности и активного участия. Каждая встреча начинается с приветствия. Музыкальный руководитель здоровается с гостями, показывая движения по ходу песенки, а дети и взрослые повторяют за ним или придумывают свой вариант ответа и движения.
  • Коммуникативные игры и танцы –создают детям и родителям благоприятную атмосферу для самовыражения в движениях под музыку, развивают умение действовать согласованно. Ребёнок и его родитель взаимодействуют не только друг с другом, но и со всеми присутствующими на музыкальной гостиной. Игры и танцы проводятся в парах, по кругу, «врассыпную» по залу.
  • Активное слушание музыки–формирует эмоциональное проникновение в музыкальные образы, осознанное отношение к музыке. Родители на практике понимают, какое влияние, правильно подобранная музыка, оказывает на развитие ребенка. Слушая разнообразную музыку, от классики до народных песен, учатся через неё выражать свои чувства и эмоции и делиться ими друг сдругом; Исследуя разные жанры (полька, вальс, марш, песня): — узнают, как каждая мелодия может рассказать свою историю, создать свой музыкальный образ; — сравнивают по характеру музыкальные произведенияблизкие по тематике с репродукциями картин художников и со стихами; — учатся прислушиваться к звукам, различать оттенки настроения в музыке, и средства выразительности (динамика, регистр, темп); — передают характер музыки в движениях.
  • Игра на музыкальных инструментах — расширяет музыкальный кругозор, воспитывает интерес к музицированию; приобщает к звучанию инструментальной музыки и самостоятельному осмысленному музицированию. Слушатели знакомятся с названием, звучанием и внешним видом музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра. Разыгрывая музыкальные сказки, озвучивая стихи, создавая ритмические композиции, играя на музыкальных и нетрадиционных инструментах (стаканчики, листы бумаги, «шуршики», целлофановые пакеты, деревянные кубики) каждый может попробовать себя в роли композитора или исполнителя.
  • Художественное слово — позволяет познакомить дошкольников и их родителей с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, создать определённую атмосферу мероприятия, помогает лучше понять и прочувствовать музыку.

Перед прослушиванием музыкального произведения, звучат стихи, созвучные ему по настроению. Если музыкальным руководителем ставится задача сравнить настроения музыки и стихотворения, то оно звучит после исполнения музыкальной композиции. Исполнять стихи могут как музыкальный руководитель, так и дети (текст дается им заранее), и родители (текст можно вывести на экран или раздать каждому в распечатанном виде). Если формат музыкальной гостиной – «Беседа-концерт», то каждый ребенок читает стихотворение, посвященное этому событию. Если это — «Беседа у рояля», то звучат не только стихотворения, но и коротенькие сказки и рассказы о великих композиторах или о музыке в целом. На музыкальной гостиной в формате «Музыкального квеста» или «Занятия-путешествия» используются пословицы, поговорки, загадки, как один из вопросов и заданий.

В завершении каждого мероприятия звучит поэтическое слово, которое будет подводить итог мероприятию или выражать благодарность всем участникам.

  • Продуктивная деятельность под музыку. Все гости музыкальной гостиной отражают свои впечатления от прослушанной музыки в рисунках, творческих коллективных работах. Это может быть лепка, аппликация или изготовление поделок (музыкальные инструменты из бумажных стаканчиков и грецких орехов, цветы — подснежники из пластмассовых ложек, солдатики из палочек для мороженогои многое другое). Музыка звучит на протяжении всей творческой деятельности.

При проведении музыкальных гостиных неотъемлемым помощником являются информационно- коммуникативные средства (компьютер и проектор), которые дают дополнительную зрительную информацию; возможность продемонстрировать разнообразный иллюстративный материал (презентации, анимация, видеоматериалы), повышают качествовосприятия предлагаемого материала.

В результате:

- Дети и родители пополнили свой словарный запас новыми словами и понятиями, связанными с музыкой. -расширили кругозор: познакомились с творчеством композиторов, художников и их произведениями. -научились взаимодействовать друг с другом в музыкально-художественной деятельности. — взрослые смогли продемонстрировать свои творческие способности, увидеть достижения ребёнка, понятьего чувства и переживания. — умногих детей появилось желание заниматься музыкой, а у родителей — продолжать музыкальное воспитание дома, создавая уютные и гармоничные моменты, наполненные звуками и мелодиями, посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьёй.

В мире детских улыбок и безграничной фантазии, мы открываем двери в музыкальную гостиную — пространство, где каждый звук превращается в волшебство. Здесь, во время наших встреч музыка становится ключом к большим открытиям, соединяющим сердца родителей и детей.

Добро пожаловать в мир, где музыка развивает и объединяет!

Литература:

1. «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания» ФГБУ «Российская академия образования» от 26 сентября 2024года № 6/2. стр. 1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год