Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».
Занятия по Музыке
Автор: Ушакова Анна Леонтьевна   
07.02.2025 19:27

«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду».

Ушакова Анна Леонтьевна — музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №10» город Ярославль

Семья играет ключевую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Она выступает важнейшим источником развития для ребенка и основой формирования его базового доверия к миру. Семья является социальным институтом, сохраняющим и передающим из поколения в поколение человеческие ценности, становясь связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Она формирует в человеке основы его внутренней позиции, мировоззрения, гражданской идентичности и обеспечивает ему чувство психологического комфорта и защищенности. Наконец, именно она чаще всего делает человека счастливым. Иными словами, семья – это основа жизненного благополучия человека: его успешности и возможности реализовать себя в самых разных сферах деятельности. [1]

 

За многие годы работы музыкальным руководителем, я использовала разнообразные формы сотрудничества с родителями: индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, мастер-классы, практикумы, анкетирование родителей, размещение информации на сайте детского сада, на страницах социальных сетей. Но мне была необходима такая форма сотрудничества с родителями и воспитанниками, которая дает возможность:

  • научиться взаимодействовать в музыкально-художественной деятельности;
  • продемонстрировать свои творческие способности, погружаясь в мир звуков, ритмов и мелодий;
  • получить положительные эмоции и радость от совместной творческой деятельности;
  • сделать детско-родительские отношения более конструктивными и гармоничными.

Именно такой формой работы и является музыкальная гостиная.

Музыкальная гостиная в детском саду — это цикл музыкально-литературных занятий, направленных на комплексное использование различных искусств (музыки – поэзии — живописи) и взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности.

Подготовка и проведение музыкальных гостиных строится по нескольким принципам:

  • Полноты, необходимости и достаточности. Возможность «на малом учить многому».
  • Творчества. Воспитанники и родителя могут выполнять творческие задания после прослушивания музыкального произведения.
  • Интеграции. Присутствие большинства образовательных областей;
  • Непринуждённость обстановки. Все присутствующие чувствуют себя комфортно, раскрепощённо.
  • Партнёрского взаимодействия и сотрудничества. Взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (ребёнок, педагог, родители).

Цель: Приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Раз в месяц в уютных стенах музыкальной гостиной дети и родители погружаются в мир звуков и эмоций, открывая для себя новые грани творчества.

Чтобы встречи в «Музыкальной гостиной» были более продуктивнымии запоминающимися, использую разные формы их организации:

-Беседы у рояля — развивают чувство прекрасного, приобщают и мировой культуре, расширяют кругозор. Слушатели узнают о творчестве композиторов ( «Детки в клетке» по произведениям Ш.К. Сен – Санса», «Музыка зимы»), о жанрах в музыке ( «Зимние фантазии», «Звуки музыки вокруг нас»), знакомятся с репродукциями картин И. Шишкина, Б. Кустодиева, И. Грабарь, И. Левитана, погружаются в мир поэзии Ф. Тютчева, С. Есенина, Н. Некрасова, А. Пушкина; -Занятия-путешествия–усиливают эмоциональные впечатления, создают благоприятные условия для совместного творчества, придают происходящему сказочную необычность. Путешествия происходят по музыкальным странам ( «В стране музыкальных инструментов», «Королевство Бумбарабандия»), по сказкам ( «Сказкав музыке»), во времени ( «Мир музыки чудесной»). -Беседа-концерт – помогает проявлению инициативы и самостоятельности, продемонстрировать свои творческие способности. ( «Все начинается с мамы», «Зовёт нас музыка Победы», «Мы очень любим наших мам»). — Сюжетные занятия – развивают пространственное воображение, творческое проявление во всех видах музыкальной деятельности. Это занятия, объединенные не только одной темой, но и единой сюжетной линией, организующей совместное творчество. ( «Здравствуй, музыка!» «Музыкальная палитра весны», «Инструмент нашмузыкальный самый звонкий, уникальный»). — Музыкальный квест— это игровое приключение с продвижением по музыкальным «станциям» с помощью решения музыкальных заданий. Такая форма: помогает каждому стать активным участником творческого процесса, поддерживает чувство доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми, вдохновляя их на совместные творческие поиски ( «Путешествие по страницам «Детского альбома» П. Чайковского», «Потерянные краски Осени»).

Структура музыкальной гостиной:

  • Музыкальное приветствие — настраивает на позитив, создает атмосферудоброжелательности, заинтересованности и активного участия. Каждая встреча начинается с приветствия. Музыкальный руководитель здоровается с гостями, показывая движения по ходу песенки, а дети и взрослые повторяют за ним или придумывают свой вариант ответа и движения.
  • Коммуникативные игры и танцы –создают детям и родителям благоприятную атмосферу для самовыражения в движениях под музыку, развивают умение действовать согласованно. Ребёнок и его родитель взаимодействуют не только друг с другом, но и со всеми присутствующими на музыкальной гостиной. Игры и танцы проводятся в парах, по кругу, «врассыпную» по залу.
  • Активное слушание музыки–формирует эмоциональное проникновение в музыкальные образы, осознанное отношение к музыке. Родители на практике понимают, какое влияние, правильно подобранная музыка, оказывает на развитие ребенка. Слушая разнообразную музыку, от классики до народных песен, учатся через неё выражать свои чувства и эмоции и делиться ими друг сдругом; Исследуя разные жанры (полька, вальс, марш, песня): — узнают, как каждая мелодия может рассказать свою историю, создать свой музыкальный образ; — сравнивают по характеру музыкальные произведенияблизкие по тематике с репродукциями картин художников и со стихами; — учатся прислушиваться к звукам, различать оттенки настроения в музыке, и средства выразительности (динамика, регистр, темп); — передают характер музыки в движениях.
  • Игра на музыкальных инструментах — расширяет музыкальный кругозор, воспитывает интерес к музицированию; приобщает к звучанию инструментальной музыки и самостоятельному осмысленному музицированию. Слушатели знакомятся с названием, звучанием и внешним видом музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра. Разыгрывая музыкальные сказки, озвучивая стихи, создавая ритмические композиции, играя на музыкальных и нетрадиционных инструментах (стаканчики, листы бумаги, «шуршики», целлофановые пакеты, деревянные кубики) каждый может попробовать себя в роли композитора или исполнителя.
  • Художественное слово — позволяет познакомить дошкольников и их родителей с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, создать определённую атмосферу мероприятия, помогает лучше понять и прочувствовать музыку.

Перед прослушиванием музыкального произведения, звучат стихи, созвучные ему по настроению. Если музыкальным руководителем ставится задача сравнить настроения музыки и стихотворения, то оно звучит после исполнения музыкальной композиции. Исполнять стихи могут как музыкальный руководитель, так и дети (текст дается им заранее), и родители (текст можно вывести на экран или раздать каждому в распечатанном виде). Если формат музыкальной гостиной – «Беседа-концерт», то каждый ребенок читает стихотворение, посвященное этому событию. Если это — «Беседа у рояля», то звучат не только стихотворения, но и коротенькие сказки и рассказы о великих композиторах или о музыке в целом. На музыкальной гостиной в формате «Музыкального квеста» или «Занятия-путешествия» используются пословицы, поговорки, загадки, как один из вопросов и заданий.

В завершении каждого мероприятия звучит поэтическое слово, которое будет подводить итог мероприятию или выражать благодарность всем участникам.

  • Продуктивная деятельность под музыку. Все гости музыкальной гостиной отражают свои впечатления от прослушанной музыки в рисунках, творческих коллективных работах. Это может быть лепка, аппликация или изготовление поделок (музыкальные инструменты из бумажных стаканчиков и грецких орехов, цветы — подснежники из пластмассовых ложек, солдатики из палочек для мороженогои многое другое). Музыка звучит на протяжении всей творческой деятельности.

При проведении музыкальных гостиных неотъемлемым помощником являются информационно- коммуникативные средства (компьютер и проектор), которые дают дополнительную зрительную информацию; возможность продемонстрировать разнообразный иллюстративный материал (презентации, анимация, видеоматериалы), повышают качествовосприятия предлагаемого материала.

В результате:

- Дети и родители пополнили свой словарный запас новыми словами и понятиями, связанными с музыкой. -расширили кругозор: познакомились с творчеством композиторов, художников и их произведениями. -научились взаимодействовать друг с другом в музыкально-художественной деятельности. — взрослые смогли продемонстрировать свои творческие способности, увидеть достижения ребёнка, понятьего чувства и переживания. — умногих детей появилось желание заниматься музыкой, а у родителей — продолжать музыкальное воспитание дома, создавая уютные и гармоничные моменты, наполненные звуками и мелодиями, посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьёй.

В мире детских улыбок и безграничной фантазии, мы открываем двери в музыкальную гостиную — пространство, где каждый звук превращается в волшебство. Здесь, во время наших встреч музыка становится ключом к большим открытиям, соединяющим сердца родителей и детей.

Добро пожаловать в мир, где музыка развивает и объединяет!

Литература:

1. «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания» ФГБУ «Российская академия образования» от 26 сентября 2024года № 6/2. стр. 1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год