«Слушаем, понимаем, творим: музыкальная гостиная для детей и родителей в детском саду». |
Занятия по Музыке | |
Автор: Ушакова Анна Леонтьевна | |
07.02.2025 19:27 | |
Ушакова Анна Леонтьевна — музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №10» город Ярославль Семья играет ключевую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Она выступает важнейшим источником развития для ребенка и основой формирования его базового доверия к миру. Семья является социальным институтом, сохраняющим и передающим из поколения в поколение человеческие ценности, становясь связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Она формирует в человеке основы его внутренней позиции, мировоззрения, гражданской идентичности и обеспечивает ему чувство психологического комфорта и защищенности. Наконец, именно она чаще всего делает человека счастливым. Иными словами, семья – это основа жизненного благополучия человека: его успешности и возможности реализовать себя в самых разных сферах деятельности. [1]
За многие годы работы музыкальным руководителем, я использовала разнообразные формы сотрудничества с родителями: индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, мастер-классы, практикумы, анкетирование родителей, размещение информации на сайте детского сада, на страницах социальных сетей. Но мне была необходима такая форма сотрудничества с родителями и воспитанниками, которая дает возможность:
Именно такой формой работы и является музыкальная гостиная. Музыкальная гостиная в детском саду — это цикл музыкально-литературных занятий, направленных на комплексное использование различных искусств (музыки – поэзии — живописи) и взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Подготовка и проведение музыкальных гостиных строится по нескольким принципам:
Цель: Приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях. Раз в месяц в уютных стенах музыкальной гостиной дети и родители погружаются в мир звуков и эмоций, открывая для себя новые грани творчества. Чтобы встречи в «Музыкальной гостиной» были более продуктивнымии запоминающимися, использую разные формы их организации: -Беседы у рояля — развивают чувство прекрасного, приобщают и мировой культуре, расширяют кругозор. Слушатели узнают о творчестве композиторов ( «Детки в клетке» по произведениям Ш.К. Сен – Санса», «Музыка зимы»), о жанрах в музыке ( «Зимние фантазии», «Звуки музыки вокруг нас»), знакомятся с репродукциями картин И. Шишкина, Б. Кустодиева, И. Грабарь, И. Левитана, погружаются в мир поэзии Ф. Тютчева, С. Есенина, Н. Некрасова, А. Пушкина; -Занятия-путешествия–усиливают эмоциональные впечатления, создают благоприятные условия для совместного творчества, придают происходящему сказочную необычность. Путешествия происходят по музыкальным странам ( «В стране музыкальных инструментов», «Королевство Бумбарабандия»), по сказкам ( «Сказкав музыке»), во времени ( «Мир музыки чудесной»). -Беседа-концерт – помогает проявлению инициативы и самостоятельности, продемонстрировать свои творческие способности. ( «Все начинается с мамы», «Зовёт нас музыка Победы», «Мы очень любим наших мам»). — Сюжетные занятия – развивают пространственное воображение, творческое проявление во всех видах музыкальной деятельности. Это занятия, объединенные не только одной темой, но и единой сюжетной линией, организующей совместное творчество. ( «Здравствуй, музыка!» «Музыкальная палитра весны», «Инструмент нашмузыкальный самый звонкий, уникальный»). — Музыкальный квест— это игровое приключение с продвижением по музыкальным «станциям» с помощью решения музыкальных заданий. Такая форма: помогает каждому стать активным участником творческого процесса, поддерживает чувство доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми, вдохновляя их на совместные творческие поиски ( «Путешествие по страницам «Детского альбома» П. Чайковского», «Потерянные краски Осени»). Структура музыкальной гостиной:
Перед прослушиванием музыкального произведения, звучат стихи, созвучные ему по настроению. Если музыкальным руководителем ставится задача сравнить настроения музыки и стихотворения, то оно звучит после исполнения музыкальной композиции. Исполнять стихи могут как музыкальный руководитель, так и дети (текст дается им заранее), и родители (текст можно вывести на экран или раздать каждому в распечатанном виде). Если формат музыкальной гостиной – «Беседа-концерт», то каждый ребенок читает стихотворение, посвященное этому событию. Если это — «Беседа у рояля», то звучат не только стихотворения, но и коротенькие сказки и рассказы о великих композиторах или о музыке в целом. На музыкальной гостиной в формате «Музыкального квеста» или «Занятия-путешествия» используются пословицы, поговорки, загадки, как один из вопросов и заданий. В завершении каждого мероприятия звучит поэтическое слово, которое будет подводить итог мероприятию или выражать благодарность всем участникам.
При проведении музыкальных гостиных неотъемлемым помощником являются информационно- коммуникативные средства (компьютер и проектор), которые дают дополнительную зрительную информацию; возможность продемонстрировать разнообразный иллюстративный материал (презентации, анимация, видеоматериалы), повышают качествовосприятия предлагаемого материала. В результате: - Дети и родители пополнили свой словарный запас новыми словами и понятиями, связанными с музыкой. -расширили кругозор: познакомились с творчеством композиторов, художников и их произведениями. -научились взаимодействовать друг с другом в музыкально-художественной деятельности. — взрослые смогли продемонстрировать свои творческие способности, увидеть достижения ребёнка, понятьего чувства и переживания. — умногих детей появилось желание заниматься музыкой, а у родителей — продолжать музыкальное воспитание дома, создавая уютные и гармоничные моменты, наполненные звуками и мелодиями, посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьёй. В мире детских улыбок и безграничной фантазии, мы открываем двери в музыкальную гостиную — пространство, где каждый звук превращается в волшебство. Здесь, во время наших встреч музыка становится ключом к большим открытиям, соединяющим сердца родителей и детей. Добро пожаловать в мир, где музыка развивает и объединяет! Литература: 1. «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания» ФГБУ «Российская академия образования» от 26 сентября 2024года № 6/2. стр. 1.
|