Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»
Занятия по Музыке
Автор: Зуевич Елена Фаильевна   
28.10.2024 23:05

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 г. ТОМСКА

Автор: Зуевич Е.Ф. Музыкальный руководитель

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир

Термин "музыкотерапия" обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Иными словами музыкотерапия — это лечебное воздействие через восприятие музыки.

Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения соматических и психосоматических заболеваний.

 

Музыкотерапия в работе с дошкольниками помогает справиться с недостатками эмоционально-волевой сферы детей (гиперактивностью, агрессивностью, вспыльчивостью, упрямством, замкнутостью и т.д.). Развивает сферу социальных эмоций, помогает детям адаптироваться в социуме и способствует созданию эмоционально — теплых отношений со сверстниками, педагогами и родителями.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.

Музыкотерапия дает возможность:

  • активировать ребенка;
  • преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
  • улучшать эмоциональное состояние;
  • развивать чувство внутреннего контроля;
  • открывать новые способности;
  • повышать самооценку ребенка.

Достоинствами музыкотерапии являются:

  • абсолютная безвредность;
  • легкость и простота применения (формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения);
  • возможность контроля со стороны педагога.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкальную терапию.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки (пассивная) и исполнительство (активная).

Пассивная музыкотерапия в детском саду – это:

  • прослушивание музыки с анализом услышанного;
  • беседы, игры и занятия с фоновым музыкальным сопровождением, создающим необходимую атмосферу;
  • в сочетании с музыкой, использование различных видов искусства (арттерапия), прежде всего, изобразительного и литературного;
  • упражнения на внутреннее слушание;

Широко используется метод игротерапии в сочетании с музыкотерапией, который в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы

Так же, пассивная музыкотерапия в детском саду, а в частности — слушание, может быть представлено следующими видами:

Музыкопробуждение – включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна, часто сопровождаемой гимнастикой-массажем или самогимнастикой.

Музыкосон –прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

Музыконаслаждение – слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.

Активная музыкотерапия (активное музицирование, исполнительская практика) в детском саду – это:

  • вокалотерапия, в том числе хоровое пение; упражнения на дыхание;
  • танцтерапия или хореотерапия;
  • логоритмика;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах;
  • дирижирование;
  • психогимнастические этюды и упражнения.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Рассмотрим подробнее некоторые виды активной музыкальной терапии.

Вокалотерапия у детей способствует:

  • развитию музыкальных способностей;
  • активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
  • развития и укрепления дыхательной системы;
  • тренировки мышц гортани, голосовых связок;
  • улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи;
  • создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

Практически на каждом занятии, музыкальные руководители используют метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Педагог в своей работе может и должен использовать различные методы музыкальной терапии, варьируя их и удивляя детей день ото дня. Развивая чувственно-эмоциональный опыт, и закрепляя его в своей каждодневной практике.

Одна из возможных схем, построения занятия с использованием элементов непосредственно музыкальной терапии, выглядит следующим образом:

  1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
  3. Музыкальная релаксация.

Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если:

  • будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  • продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  • подобраны специальные музыкальные произведения;
  • задействованы все органы чувств у детей̆;
  • установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Музыкотерапия и музыкальное воспитание, осуществляемые в различных формах музыкальной деятельности, это не только развитие музыкальных способностей человека, но и формирование духовных потребностей, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В первую очередь – это воспитание человека.

Список используемой литературы

  1. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
  2. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. — М.: Ин-т психологии, 1997.
  3. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001.
  4. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. — М.: Музыка, 1991.
  5. Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы», издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год