Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие музыкального восприятия в раннем возрасте.
Занятия по Музыке
Автор: Матвеенко Наталья Юрьевна   
10.04.2024 04:26

Развитие музыкального восприятия в раннем возрасте.Развитие музыкального восприятия в раннем возрасте.

Н.Ю. Матвеенко Музыкальный руководитель ГБОУ ШКОЛА 1241 «На Красной Пресне», магистрант 2-го курса,

Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

Development of musical perception at an early age. N.Y. Matveenko

Musical Director of the State Budgetary Educational Institution SCHOOL 1241 "On the red fresh air", 2nd year Master"s student, UNESCO Chair "Cultural and Historical Psychology of Childhood" Moscow State University of Psychology and Education

RussianFederation, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие музыкального восприятия у детей раннего возраста. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным, сензитивным периодом развития восприятия.

 

Скачать конспект

ABSTRACT

Thearticlediscussesthedevelopmentoftheprocessofmusicalperceptioninyoungchildren. The relevance of the study is due to the most favorable, sensitive period of perception development.

Ключевые слова: восприятие, ранний возраст, ведущая деятельность, развитие процесса восприятия, музыкальное восприятие, слуховое восприятие.

Keywords: perception, early age, leading activity, development of the perception process, musical perception, auditory perception.

На протяжении многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны музыкальных звуков, найти пути использования их потенциала в различных областях жизнедеятельности человека. В настоящее время музыка также интересна исследователям не только в контексте искусствоведческой и культурологической практики. Современные исследования в области социальной психологии, развивающейся теории психологии музыки (Б. М. Теплов, М.С. Старчеус и др.) показывают ее роль и значение как уникального средства коммуникации в социуме, способного транслировать чувства, мысли, идеи человека. Теоретический интерес исследователей различных аспектов феномена музыки стимулирует активное привлечение музыки в психологическую практику. Уже на этапах эмбрионального развития, младенческого и раннего возраста музыка также включается в методический арсенал врачей, педагогов-психологов, психотерапевтов, музыкальных педагогов, родителей. Подобные процессы требуют теоретического осмысления и интеграции накопленного опыта в области научной психологии, в том числе дошкольной психологии.

Как показывают современные исследования психологов уже в перинатальном периоде активизируется слуховое восприятие. Появившись на свет, ребенок узнает биение сердца матери и тембр ее голоса, и на эту основу далее накладывается весь мир звуков и музыки. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве у детей, систематически слушающих музыку, развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром [8]. Малыш с самого рождения из всех шумов и звуков выделяет именно музыку, сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, «гулением», отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”.

Однако, остается невыясненным, какова специфика музыкального восприятия маленьких слушателей, на каком музыкальном материале следует их растить, какими качествами отличается музыкальное восприятие в разном возрасте. Практически отсутствуют музыковедческие работы, в которых данная проблема нашла достаточно полное отражение. Незадействованными оказываются наблюдения практиков, работающих с детьми раннего возраста, которые достигают хороших результатов.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как уникальное средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все прекрасное и доброе. Музыка для малыша – это мир радостных переживаний, и для открытия «волшебной дверцы» в этот мир необходимо развивать у него музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Как писал в своих трудах JI. C. Выготский: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки» [3].

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем возрасте (Т. Бабаджан, В.Петрова, О.Радынова, М.Лазарев), поскольку именно в этот возрастной период у детей закладываются первоначальные основы, способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Особый интерес представляет научная работа «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплова, в которой он уточнил характер музыкальной деятельности, позволяющей развивать природные задатки ребенка. Исследования Б.М. Теплова, Э.П. Костиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой о влиянии музыкального искусства на формирование личности ребенка показывают, что включение музыки в сферу жизнедеятельности ребенка может улучшить коммуникативные возможности, сделать его эмоционально благополучным, развить художественные способности, способствовать его физическому и интеллектуальному развитию [11, 12].

Наш выдающийся психолог Л.С. Выготский считал, что единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка является важнейшим условием гармоничного развития личности [3]. Уникальным средством формирования этого единства, можно считать музыкальное воспитание, так как оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка. Ведь музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Таким образом, музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает в совместной деятельности с ребенком творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

В раннем возрасте происходит интеграция всех видов деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, ложках); восприятие музыки может сопровождаться движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только начальный этап становления вокально-певческих навыков. Восприятие через музыкальное движение является основополагающим видом музыкальной деятельности, поскольку именно рефлекторная реакция на музыку присуща всем детям. Вообще первоначальная предпосылка музыкального движения – это ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой.

Как вид деятельности восприятие музыки проходит три этапа, каждый из которых несет особую функциональную нагрузку: подготовительный, этап восприятия, оценочный. Пока это только предпосылки к созданию оценки услышанного, ведь речь ребенка только формируется, и отражением восприятия является непосредственный эмоциональный отклик на услышанное им. Поскольку жизненный личный опыт ребенка еще совсем мал, восприятие музыкального образа поддерживается дополнительными средствами, такими как: визуальный ряд, литературный текст (стихотворение), игрушка.

Развитие музыкального восприятия происходит через освоение определенного круга интонаций. Е.В. Назайкинский подчеркивает, что «чувственно-звуковой слой восприятия» опирается «на опыт живой материи в целом, на биологически закрепленную информацию» [10] или память человечества. Поэтому столь важно не подменять интонационно-образное богатство, накопленное предыдущими поколениями, простейшими звукоподражательными пьесами.

На раннем этапе возможности понимания ребенком внутреннего мира музыки ограничиваются контекстом произведения. При этом наблюдается следующая закономерность, «восприятие тем легче, чем больше в тексте знакомых элементов» [1]. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы понять и полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением.

Через развитие музыкального восприятия дети смогут научиться понимать «закодированную» информацию музыкальной речи. Процесс усвоения семантики музыкального языка во многом сходен с процессом овладения речью и языком. В первую очередь усваиваются слова, наиболее тесно связанные с предметным миром, с тем, что можно ощутить, увидеть, почувствовать.

Здесь важно отметить, что детское восприятие непосредственно связано с движением и воображением, а также с процессом мышления. Дети учатся мыслить, устанавливая в речевой практике соответствие между словами и реальными объектами. Соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, отношениями, дети тоже учатся мыслить, но в иной сфере и в иных интонационно-музыкальных формах, своеобразно дополняющих речевые.

Это связано с тем, что восприятию в раннем возрасте принадлежит главная роль среди всех психических процессов. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Малыш может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Л.С. Выготский отмечал: «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [1, стр 140].

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. При работе с детьми раннего возраста слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Тем «музыкальных загадок» для детей раннего возраста немного. Это регистры (высоко/низко, выше/ниже), темп (быстро/медленно, быстрее/медленнее), динамика (громко/тихо, громче/тише), лад (грустно/весело). Они, чередуясь и многократно повторяясь, на различном материале качественно усваиваются, что помогает в восприятии музыки. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. Произнесение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слуховой и речевой дифференциации фонем

Итак, мы видим, что для раннего возраста первые стадии развития музыкального восприятия совпадают с усвоением и овладением речью. Их переход в стадию образования эстетических моделей в большей степени зависит от присутствия особой формы активности, адекватной музыкальным воздействиям, которая образуется при наличии склонности к музицированию или в процессе музицирования, в результате умело подобранных музыкально-образовательных мероприятий, в ходе которых и происходит накопление музыкального опыта, музыкальных впечатлений. Необходимость накопления музыкального опыта, личного фонда музыкальных впечатлений подчёркивают в своих работах Б. М. Теплов, Б. В. Асафьев, Е. В. Назайкинский, П. М. Якобсон, В. К. Белобородова, А. Л. Готсдинер и другие, считая его основой, фундаментом развития полноценного музыкального восприятия [2, 4, 10, 12].

Как говорилось раньше, и на это указывают Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др., что развитие психических функций ребенка начинается с развития восприятия, и восприятие является неразрывно целым с сенсорными и моторными функциями [7, 15]. Другими словами, слушая музыку, ребенок раннего возраста непосредственно реагирует на нее, что отражается через движение рук и ног, мимику лица [13]. Специалистами убедительно показано, что раннее детство характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции (жесты, мимика) на музыку, в то же время образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются, становясь доступными для осознания. Поэтому бессознательное – важнейшая составляющая при познании художественного смысла музыкального произведения. Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В. Топорова [14]. Ей было доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.

Таким образом, учитывая действие трех разных психологических механизмов восприятия, одним из которых оказывается действие непосредственной перцепции — работа органа слуха, другим — эмоциональные реакции, третьим — мыслительная работа, можно выявить в структуре музыкального содержания соответственно образно-характеристическую сторону, эмоциональный аспект и логически-смысловую сторону. Все они находятся в музыкальных произведениях в единстве.

Опираясь на результаты собственных наблюдений и, основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, можно сделать предварительные выводы о том, что не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е. необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само её содержание.

Очень важно, чтобы содержание музыки как вида искусства было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но прежде всего — как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в раннем возрасте.

Это требует дифференцированного отбора музыкального репертуара, характеризующегося яркостью образа, доступностью изложения (гомофонно-гармонический склад), но главное, глубоким интонационным содержанием. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Перспективным видится расширение репертуара, доступного пониманию детей через рассмотрение целого круга интонаций, опираясь «на созревающие функции и свойства ребенка» (Л. Выготский), чтобы максимально расширить интонационно звуковое поле восприятия малыша.

В заключении надо подчеркнуть значение ранних музыкальных впечатлений, которые оставляют отпечаток на всю жизнь и порой дают основной импульс для дальнейшего эстетического развития человека. Именно об этом свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов — исполнителей. Через общение с искусством музыки ребенок сможет понять себя и свое место в этом изменчивом мире. В. Медушевский в своих работах подчеркивал, что слушатель духовно возрастает вместе с воспринимаемыми произведениями. Только находясь в музыкальной среде, ребенок будет испытывать потребность в ней, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности, эмоциональном, познавательном развитии ребенка [9].

Выводы

  1. Музыка упорядочивает опыт ребенка, создает навыки слушания, восприятия и дополнительные, свойственные человеческой культуре особые формы мышления, развивает умение чувствовать и мыслить, выражать себя и понимать других.
  2. Многие навыки музыкального восприятия, кажущиеся самостоятельными и музыкально-специфическими, связаны с такими общими компонентами жизненного опыта, как, двигательно-динамический опыт, сенсорный опыт, коммуникативный и речевой опыт.
  3. Изучение психологии музыкального восприятия детей может дать важнейший материал для исследования ее связей с речью, мышлением, эмоциями, с разнообразными видами и формами человеческой деятельности и общения.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М., 1991.
  2. Асафьев Б.В. Речевая интонация. — М., — Л., 1965.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984. -. -Т. 4. (Раннее детство: 340—368. Кризис трех лет: 367—376.)
  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1983.
  5. Готсдинер А.Л, Лечебное воздействие музыки (Музыкальная психология). -М. 1993
  6. КартушинаМ. Ю. «Логоритмика для малышей», М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005г.
  7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)
  8. Лукина Н.А. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года.) Практическое пособие / Сарычева И.Ф – СПб.: Паритет, 2004. – 112с.
  9. Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. portal-slovo. ru /art/35812. php
  10. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.
  11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников).
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т.1. 328 с.
  13. Толчинская Е.А., диссертация по теме «Влияние музыкального восприятия беременных женщин на развитие детей».
  14. Торопова А.В. диссертация по теме «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми»: канд. пед. наук. М., 1995. С. 75.
  15. Эльконин Д. Б.Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). —М., 1960. (Психическое развитие ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет): 93—137.)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год