Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.
Занятия по Музыке
Автор: Евдокимова Анастасия Николаевна   
25.05.2023 06:43

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.

Евдокимова А.Н., музыкальный руководитель МБДОУ №151

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. Стандарты дошкольного образования ставят перед педагогами задачу развития социально — активной творческой личности ребенка.

Дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически, исследователем ребёнок не рождается. Любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать — важнейшие черты детского поведения.

 

Поэтому одним из целевых ориентиров в дошкольном образовании является проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме происходит в виде вербального исследования (вопрос взрослому — почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами.

Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев). [3]Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Музыкальная деятельность в детском саду тесно связана с творческой инициативностью. Для творчества нужна основа, поэтому первая задача музыкального руководителя и воспитателя, создать эту основу, развивая при этом у ребенка нужные умения и навыки.

Немаловажную роль играют при этом все виды музыкальной деятельности дошкольников.

Слушание музыки обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения, а также в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно выражать характер музыки в танцах, песнях, музыкальных играх.

Упражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, дают толчок детям к творческому воображению, их инициативе. Со временем у детей начнет проявляться оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

На музыкальных занятиях мы предлагаем детям проявлять инициативу во всех видах музыкальной деятельности. В распевках, дети с удовольствием «рисуют» голосом то, что предлагают сами (круг, солнце, елку и т.п.) Самостоятельный и совместный коллективный выбор рисунка для распевания приносит большую пользу в развитии творческой инициативности детей и их вокальных способностей. В самостоятельной деятельности, дети сами выбирают песни для исполнения. Очень часто используем на занятиях с дошколятами игры с импровизацией в танце. Это такие музыкальные игры, как «Игра с остановками», где дети импровизируют под музыку разного характера, проявляя творческую инициативу. Нами составлена картотека различных музыкальных игр для развития музыкальных способностей детей и творческой инициативности дошкольников. Нельзя не сказать о бесконечной любви детей к импровизации в игре на детских музыкальных инструментах. Вот где инициативность проявляется во всем, начиная от выбора музыкального инструмента, заканчивая собственным сочинением маленьких дарований! Музыкально – дидактические игры такие, как игра –импровизация «Веселый паровозик», «Щенок и бабочки» и т.п., основанные на методе игровой импровизации, дают детям ощущение радости соавторства с музыкой и формируют у них способность максимальной выразительности своих движений и умение оценивать их качество. Игры-представления по мотивам народных сказок широко используются педагогами в разных возрастных группах дошколят ( «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.) Их сюжеты, без нарушения художественного замысла, позволяют создавать дополнительные роли для всех желающих, и использовать в хороводах эпизодические роли (бабочки, листочки, снежинки и т.п.). Любая из музыкальных игр, развивает определенные навыки у детей: музыкально-ритмические движения, правильное исполнение произведения и, конечно же, творческую инициативу и самостоятельную деятельность.

Не принуждать ребенка — вот главная задача педагога, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы. Педагог должен постараться помочь ребенку, если он не уверен, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые подвигнут ребенка на выполнение задания.

Использование социокультурного пространства ДОУ (театр, библиотека, музыкальная школа и т.д.) рождает у детей новые, яркие впечатления и, соответственно, побуждает к придумыванию новых образов в самостоятельной деятельности детей. Например, поход в театр на премьерный спектакль, побудил ребят подготовительной группы попробовать себя в разных образах, проявляя при этом свою инициативность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Для инициативной личности характерно:

  1. Произвольность поведения;
  2. Самостоятельность;
  3. Развитая эмоционально волевая сфера;
  4. Инициатива в различных видах деятельности;
  5. Стремление к самореализации;
  6. Общительность;
  7. Творческий подход к деятельности;
  8. Высокий уровень умственных способностей;
  9. Познавательная активность. [5]

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Василий Сухомлинский).

Источники:

  1. Истоки: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5‐е изд. М.: Сфера, 2015.
  2. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Лин‐ ка‐Пресс, 2002.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.
  4. ФГОС ДО
  5. http: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/22/tvorcheskaya-initsiativa-detey-v-igre
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год