Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль народных инструментов в детском саду
Занятия по Музыке
Автор: Громова Ирина Юрьевна   
01.04.2023 13:38

Роль народных инструментов в детском садуРоль народных инструментов в детском саду

Громова Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МАДОУ №2 «Лучики», г.Киселевск, Кемеровской области

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой приобщения их к современному коллективному музицированию. Её назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приёмов игры, эмоциональное отношение к музицированию, приобщение к русскому народному творчеству.

 

Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Вовлекать ребенка в русскую народную культуры можно различными способами. Это может быть чтение или рассказывание русских сказок, или переодевание в национальные русские костюмы, рисование быта русского народа и др. Но именно использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях как нельзя лучше передает и быт русского человека, его любовь к природе. К тому же само звучание этих инструментов завораживают и окунают в тот мир любви и радости. Еще в глубокой древности первыми развлечениями детей были звуковые игрушки (инструменты) – погремушки, свистульки, трещотки. Играя с ними у ребенка, не только формировались музыкально – творческие навыки, такие как ритм, интонация, координация, но и помогали ребенку понять и познавать мир.

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать листья сирени, липы, черёмухи, обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше. В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки: свистульки, жужжалки, погремки. Кроме того, существовал так называемый ряд инструментов «одного дня» – свистульки из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Маленькие дети с интересом изучают балалайку, гусли, рожок, свирель, гармонь. Конечно же дошкольников больше привлекают те инструменты, с которыми легче, им наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках, трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и других.

Параллельно нужно рассказывать детям в доступной форме, что это за инструмент и зачем он был нужен, из породы какого дерева он был изготовлен. Например, трещотка в словаре Даля описана так – «снарядец для стуку, бряку, для пугания птиц в садах». Этот инструмент несложен в изготовлении и освоении, украшался лентами, бубенцами, бумажными цветами.

В каждой возрастной группе есть музыкальный уголок. В зависимости от возраста в нём должны находиться следующие музыкальные инструменты.

  • Ясли: неваляшки разного размера, погремушки. шумелки, барабан, деревянные палочки.
  • Младшая группа: дудочки, металлофон, колокольчики, бубны, погремушки, барабан, звучащие музыкальные книжки.
  • Средняя группа: дудочки, металлофон, колокольчики, бубны, погремушки, барабан, звучащие музыкальные книжки, деревянные ложки, бубенцы, треугольник.
  • Старшая и подготовительная группы: добавляются свирели, электронные музыкальные инструменты, трещотки, кастаньеты, игрушки-самоделки.

В результате, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность. Роль совместного музицирования трудно переоценить. Так, известно, что многие великие музыканты, вспоминая свои яркие детские впечатления, говорили о совместной игре со взрослыми на музыкальных инструментах. Часто она давала толчок к возникновению музыкальной потребности, была прелюдией к серьёзным занятиям музыкой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год