Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»
Занятия по Музыке
Автор: Малиновская Виктория Геннадьевна   
17.12.2021 15:06

«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»

Поскольку основой содержания музыкального воспитания детей в ДОУ становится музыкальная культура региона, то важным направлением деятельности должен стать отбор национально-культурного содержания.

В педагогической науке критерии отбора содержания опираются на дидактические принципы (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста:

доступность обучения – обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям;

систематичность и последовательность- предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на раннее полученные; воспитывающее обучение – обучение и воспитание как процессы неразлучны;

 

развивающее обучение (Л. С. Выготский) – чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим;

проблемное обучение – активизирует мыслительную деятельность детей, их творческие проявления;

наглядность – имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно – образный характер; индивидуальный подход к детям – при обучении учитываются психофизиологические особенности детей.

В отборе музыкального материала я придерживаюсь следующих критериев:

  • художественно-эстетическая значимость музыкальных иллюстраций
  • развивающая, воспитательная и образовательная значимость
  • учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможностей восприятия национальной музыки детской аудиторией
  • доступность, полнота, художественность музыковедческих и литературных источников.

Оптимальность и эффективность предлагаемых форм и методов работы с детьми по освоению национального музыкального искусства нашей Республики помогает дошкольникам прочувствовать разнообразные интонации музыки региона, выражающие различную гамму чувств, мыслей, настроений.

В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству, мы применяем следующие методы музыкального воспитания:

сравнения по принципу сходства и различия (Д. Б. Кабалевский),

игровой, словесные (диалог, сказка, беседа),

создания художественной среды,

эмоционально-выразительного показа (Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова. З.Мухаметзянова),

образно-игровой, создания композиций (Л. В. Горюнова, З.Мухаметзянова)

Музыкальное воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании музыкальной культуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.

Поэтому, в музыкально-воспитательный процесс внедряем наиболее действенные формы работы:

  • тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Музыкальная жизнь родного города», «Наш земляк – Салават Юлаев», «Осень в моем городе», «Музыка родного края», и т.д.
  • интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды музыкальной и художественной деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. Смену художественной деятельности объединяем задачей, например, передаем сходное настроение песни «Отчизна» муз. Ф.Гершовой в рисунке, движениях, стихах.
  • монозанятия, посвященные творчеству какого-либо композитора, например, Р.В. Сальсанов и т.д.
  • занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир башкирского музыкального искусства. Причем путешествуем как «вглубь времени», «Путешествие в башкирское село», так и «Путешествие по столице нашей Республики», «Путешествие в театр»
  • занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие, например, инсценируют башкирскую сказку «Четыре друга», русские сказки «Колобок», «Снегурочка»
  • занятия — встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники
  • занятия — праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Занятия-праздники проводим в форме литературно-музыкальной композиции «День республики», «Мой край родной!», «О республике с любовью» «Цвети мой Башкортостан» и т.д.

Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего беседы – концерты по слушанию музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Башкирские народные игры ( «Курай», «Разноцветные платочки», «Ловкий джигит», «Медный пень») (как и русские, и татарские и т.д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.

Форма организации музыкального воспитания в жизни ДОУ предусматривает и такую форму дополнительного образования – занятия в кружке по интересам. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь решения поставленной проблемы; на занятиях кружка по приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Занятие в кружке дает возможность развивать у детей интерес и любовь к культуре своего региона, воспитывать чувство причастности к культурным ценностям.

Приобщение дошкольников к музыкальному искусству региона обнаруживает необходимость создания в ДОУ особой, эмоционально-насыщенной и развивающей среды, предоставляющей широкие возможности для включения в воспитательный процесс различных видов деятельности детей: в области музыкального развития (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), в области музыкального творческого развития (игровое творчество, актерские импровизации, пластическое интонирование, инсценирование песни), в области личностного развития (общение, взаимодействие с воспитателем, музыкальным руководителем, родителями).

В этих целях при создании предметно-пространственной среды в каждой группе, обеспечивающей воспитание детей средствами музыкального искусства региона, учитываем:

  • разнообразие материала для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями
  • художественные достоинства материала
  • занимательность содержания, новизна его элементов
  • доступность материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития.

Содержание такой среды включает в себя:

  • уголок народного искусства, где представлены предметы старины русско-башкирского быта и изделия декоративно-прикладного творчества
  • уголок культуры и искусства, где представлены портреты композиторов, иллюстративные репродукции картин художников РБ, музыкальные инструменты, аудиокассеты с записями фольклорной и композиторской музыки (в том числе и своего региона).

Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства региона требует и участия родителей. Это является тожеодной из форм работы с детьми по освоению регионального компонента. Так как отношение родителей к национальной культуре передается ребенку, мы активизируем интерес родителей к содержанию музыкального воспитания в ДОУ, способствуем совместному участию детей и взрослых на тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыкальном искусстве, используем возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год