Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка»
Занятия по Музыке
Автор: Дульнева Т. Е., Хрюкина Г. Я., Счастливцева А. М.   
15.07.2021 19:06

Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка»Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 104 г. Владивосток»

группа общеразвивающей направленности, полного дня, старшего возраста (5-6 лет)

Авторы:

  • воспитатель вышей категории Дульнева Т. Е.
  • воспитатель вышей категории Хрюкина Г. Я.
  • музыкальный руководитель, высшей категории Счастливцева А. М.

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой

Предполагаемый результат:

 

Скачать конспект

У детей усовершенствуется тембровый слух, смогут определять звучание балалайки, дудочки, бубенцов, ложек; закрепят навыки правильного пения и певческого дыхания.

У дошкольников будет сформировано умение выразительно согласовывать свои танцевальные движениями с характером русских хороводов и плясок, развита отчетливость и координация движений кистей рук и корпуса.

Дети продолжат совершенствовать чувство ритма и навыки исполнительства, закрепят правильные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.

Сформируется представление о народных инструментах и о народных умельцах (музыкант — ложкари, дударь, балалаечник).

У детей усовершенствовать умение свободно и чётко выражать свои мысли, обогатиться словарь.

Дети закрепят знания о государственных символах России (герб, гимн, флаг).

Сформируются навыки уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, навыки работы в коллективе.

Образовательные технологии:

личностно-ориентированные, игровые.

Предварительная работа:

Дети: знакомство с официальными символами России — гимн, герб, флаг; совершенствование навыков выполнения музыкально-ритмических движений — поскоки, дробный шаг, галоп, танцевальных движений ( «ковырялочка», «пружинка», «полочка»); разучивание песен: «Дудочка» музыка А. Лепина слова Н. Френкель (сб. «Старшая группа», стр. 42); русской народной попевки «Бай, качи-качи, качи» (№ 12 СД 1 старшая группа «Ладушки), ритмической игры «Барашеньки»; знакомство с правилами игры на ложках, бубенцах; р.н. м. «Во саду ли в огороде»; народной игрой «Гори, гори, ясно» р.н. м. обр. Рустамова (сб. «Старшая группа», стр. 123); разучивание стихотворения о маме; чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и просмотр мультфильма (отрывок «Белка), знакомство с народным костюмом, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов; дидактическая игра «Узнай инструмент?»; настольно-печатная игра «Наша Родина».

Оборудование для детей: небольшие картинки флагов и гербов РФ и других стран ложки, бубенцы, платочки.

Оборудование для педагога: изображение герба, флага, запись гимна РФ, балалайка, сундук, кокошник и костюм русский народный, картуз, сарафан русский детский, рубаха; аудио записи звучания дудочки, ложек, балалайки, оркестра народных инструментов, колонка, ноутбук (компьютер), магнитная доска.

Словарная работа: картуз, кокошник, сарафан, рубаха, балалаечник, дударь, ложкарь.

Методы и приёмы: беседа, пояснение, уточнение, указания, объяснения, наводящие вопросы; игровая ситуация «А что в сундуке?»

Форма организации: путешествие

Ход деятельности:

Мотивационно-проблемный этап:

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, я рада вас всех видеть, здравствуйте! (исполнение ритмического рисунка ложками)

- Что сейчас вы, ребята, услышали? (предполагаемые ответы детей — звуки, музыкальный инструмент, ложки). Правильно, звучали ложки. А какой ритм они простучали, кто может его повторить? (дети прохлопывают ритм ладошками).

- Знаком ли вам этот ритм? (да, это песенка-приветствие, «здравствуйте — доброе утро»)

Музыкальное приветствие – «Здравствуйте» (приём «Эхо»).

- Из какого материала получаются ложки? А какие бывают ложки? (простые и расписные)

- Ложки изготавливали из дерева и украшали по желанию резьбой, росписью или просто покрывали лаком. Пока взрослые их расписывали, давали детям поиграть. Они стучали ложку об ложку. Это звучание очень понравилось людям. Так и пошла игра на ложках. (Рассказ педагога, ответы детей). А музыканта — умельца, который мог на ложках хорошо играть, называли в народе – ложкарь.

Музыкальный руководитель:

- Хотелось бы вам сейчас поиграть на ложках? (да). Тогда можем поиграть вместе! На столе сундучок с ложками, выбирайте себе ложки (воспитатель открывает сундучок, но в нем нет ложек – реакция детей)

Проблемная ситуация

Музыкальный руководитель:

- Что такое? Ложки потерялись? И что делать? (дети: искать) А коробка совсем пустая? (нет).

Воспитатель:

- Вот что есть в коробке (картинки). Что это такое, ребята вы знаете? (изображение флагов и гербов разных стран)

- У всех стран есть особые самые главные символы, какие? (герб, флаг, гимн). У России тоже есть? (да) Предлагаю вам самим во всём разобраться, а для этого девочки и мальчики собирают свои команды (командное задание) Объясните, что вы будете искать? (ответы детей)

Дидактическая игра «Найди герб и флаг России»

(девочки – выбирают карточку — флаг России; мальчики – герб России)

Воспитатель:

- Девочки, что у вас в руках? (Флаг России) Мальчики, что вы выбрали? (герб России) а что это? (государственные символы России) Да это символы нашей Родины. А что такое Родина? (ответы детей – мама, дом, улица город, где живёшь и т.п.) Украсим нашими картинками магнитную доску.

Деятельностный этап

Музыкальный руководитель:

- Чтобы любить Родину свою её нужно хорошо знать. У нашей Родины много разных музыкальных голосов — это голоса народных инструментов.

- Какие народные инструменты вы уже знаете? (ответы детей)

- Их голоса с нами и в радости, и в горести. Они звучат также как и в старые времена. Звучание этого инструмента кому-то будет знакомо, а кому-то – нет. Давайте вслушаемся в лёгкое, звонкое, звучание этого инструмента, который подарит нам русскую народную мелодию «Светит месяц»

Восприятие музыки

Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)

Музыкальный руководитель:

- Может кто- то из вас назвать музыкальный инструмент, который играл эту мелодию? (ответы детей, если есть затруднение вариант с загадкой)

-Может быть вам загадка поможет:

А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой.
С переливами, живой.

Узнают его в момент –
Самый русский инструмент … (балалайка)

Рассказ воспитателя (показ – балалайки)

Балалайка – символ музыкального творчества русского народа, самый распространенный народный инструмент на Руси. Это струнный инструмент, изготовленный из дерева. Корпус напоминает юбочку, есть гриф, на котором расположены всего три струны и ушки, которые помогают настраивать инструмент, чтобы он правильно и мелодично звучал.

(Дополнительная информация:

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Название «балалайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. Балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.)

- Как же звали тогда умельца играющего на балалайке? Балалаечник (проговаривание детьми, индивидуально по желанию, закрепить)

Музыкальный руководитель:

-У тех, кто балалайку слушал, моментально поднималось настроение, появлялись улыбки на лицах и легкость во всем теле.

-Давайте ещё раз вслушаемся в струнные переливы балалайки и запомним их звучание.

Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а вы хотите заглянуть в историю, в прошлое нашей страны? (показать сундук — реакция детей)

- Вот и чудеса! Ребята, как вы думаете, что это такое? (сундук)

- Он же не простой сундук, а волшебный. Он поможет нам совершить путешествие в прошлое.

Воспитатель:

- А для чего вообще сундук нужен был? (для хранения вещей и разных предметов)

- Да, в сундуках обычно хранили вещи, которые передавали из поколения в поколение, от бабушке к маме, а мамы своим дочкам и сыночкам.

- Это что такое? (показывает головной убор – кокошник, картуз, одежда – рубаха, сарафан) – ответы детей, кто носил мальчики или девочки, закрепление слов.

Воспитатель достаёт народный костюм — рассматривание и краткое комментирование с пояснением).

Музыкальный руководитель:

- Наверно нашим девочкам он великоват, он нужен кому то взрослому. Я даже думаю, что он подойдёт вам (обращается к воспитателю).

- Пока вы сами, ребята, можете примерить кокошники и картузы (дети самостоятельно выбирают кокошники и картузы).

- Вот и нарядились мы как в старину наши предки и собирались мы в большой горнице — себя показать и на других посмотреть да и повеселить всех вокруг можем песенками-потешками.

Русская народная потешка «Бай, качи-качи, качи»

Ритмическая игра «Барашеньки»

Музыкальный руководитель:

Входит под музыку (№ 2 СД 1) воспитатель в костюме с поклоном обращается к детям

Воспитатель:

- Ребята, вам нравится этот костюм? Такие костюмы носили в старину женщины и девушки. Сейчас такие костюмы есть у артистов, музыкантов и танцоров, которые исполняют русские народные песни и танцы. Мне так захотелось в пляс пуститься и вас позвать.

Удержаться не могу хоровод я заведу,

Хоровод я заведу, за собою поведу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Змейка» и повторение знакомого движения – дробный шаг.

Воспитатель выводит детей по залу и заводит в общий круг (музыкальный отрывок №6)

Воспитатель:

- А на Руси в старину танцевать очень любили. Ну-ка смотрите, (показывает танцевальное движение «ковырялочка») как называется такое движение? А вот такое? (показ «полочка»)

Дети показывают и называют ( «ковырялочка», «полочка», «пружинка»)

Воспитатель: Кто платочек свой найдёт танцевать быстрей идёт!

(дети выбирают для себе платочки в сундуке)

Приглашаю скорей — поплясать веселей!

Танцевальное упражнение «Ковырялочка» (№23 СД № 1 старшая группа «Ладушки») с платочками

Музыкальный руководитель:

- Пусть снова музыка играет, что звучит, кто угадает?

Фрагменты муз. отрывков (дудочка — запись); ложки (фрагмент)

Дети отвечают, после прослушивания каждого отрывка.

Музыкальный руководитель:

- Да, дудочка. Играл на дудочке музыкант, его называли – дударь. Запомнили, кто повторить может? (ответы детей по желанию)

- Русские люди очень любили петь. Современные композиторы тоже сочиняют весёлые песни для детей. Вот, например: исполнение фрагмента мелодии песни «Дудочка» (ответы детей).

- Кто хочет подарить эту песню своим друзьям? (варианты исполнения по выбору детей — поют с солистами; мальчики девочки; «цепочкой»)

Песня «Дудочка»

Музыкальный руководитель:

- Как хорошо вы спели весёлую песню про дудочку.

- А я вам сыграю во такую мелодию (исполняется фрагмент р.н. п. «Во саду ли, в огороде)

- Как называется мелодия? (ответы детей) Под эту мелодию к нам гость спешит какой-то?

Воспитатель:

- В каком литературном произведении А. С. Пушкина происходят чудеса? (Сказка о царе Салтане…)

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ребёнок, в костюме белочки читает фрагмент.

Музыкальный руководитель:

  • Белочка из сказки к нам пришла, ложек много принесла

А ещё и бубенцы.

Выходите поскорей, музыканты-удальцы!

Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр):

Оркестр с солистом «Во саду ли, в огороде» (ложки, бубенцы)

Музыкальная игра:

Игра «Гори ясно»

Дети встают парами. Выбирают водящего считалкой «Бегал заяц по болоту» или по выбору воспитателя. Игра повторяется, пока все дети не поучаствуют в игре.

Рефлексия:

Музыкальный руководитель:

- Наигрались? Славно и весело получилось. А узнали ли вы что-нибудь интересное? Кто играет на балалайке — …балалаечник. На ложках играет — …ложкарь. На дудочке играет ……- дударь.

Воспитатель:

- Ребята, звучание какого инструмента тебе больше всего понравилось? (экспресс опрос детей) Почему же эти инструменты называются русскими народными? (ответы).

Музыкальный руководитель:

Пора возвращаться в наше время и вам в свою группу – вернём в наш сундучок вещи из прошлого — какие? (дети перечисляют и складывают атрибуты в сундук – кокошники и картузы, платочки)

Всем друзьям мы на прощанье споём все вместе «До свиданья».

Варианты карточек для дидактической игры «Найди герб и флаг России»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год