Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Фомичева Татьяна Петровна Лимаренко Оксана Павловна   
11.05.2021 18:11

Опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаОпыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

  • Музыкальный руководитель: Фомичева Татьяна Петровна
  • Воспитатель: Лимаренко Оксана Павловна

МБДОУ «Детский сад №5 «Лучик», г. Прокопьевск

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи и только при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г., одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Также, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте", однако, в условиях, когда большинство родителей думают лишь о финансовой стороне жизни, они совершенно не обращают внимание на воспитание своего ребенка, поэтому очень важно педагогу помочь родителям в вопросах воспитания дошкольника. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка.

Существует множество форм взаимодействия с родителями, которые можно разлепить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным мы можем отнести: коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, телевизионный мост), индивидуальные (педагогические беседы с родителями), наглядно-информационные (записи интервью с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, музеи) и пр.

 

Однако, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ и игр, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду. Благодаря использованию нетрадиционных форм работы с родителями, им удается лучше узнать своего ребенка, поскольку они могут видеть его в другой, новой для себя обстановке. Среди нетрадиционных форм взаимодействия взаимодействия с родителями, используемых в нашем детском саду, можно отметить: проведение телемоста с родителями по ПДД, флеш-мобов, «Именин групп», «Бабушкиных посиделок», «Недели театра» и др. Остановимся на этих мероприятиях поподробнее.

В нашем Детском саду стало доброй традицией в начале учебного года проводить праздник «Именины группы». В нем принимают активное участие, как дети, так и родители. В празднике дети и родители могут выступать как равноценные партнеры, а могут соревноваться командами. В ходе праздника часто ведущий загадывает родителям различные загадки, но если они сомневаются в ответе, дети с удовольствием помогают им. В хороводах и танцах дети не просто танцуют для родителей, а привлекают их к участию, показывают им движения и оценивают правильность их выполнения. Одной из новых форм работы, используемой в празднике «Именины группы» стала игра с родителями «Угадай и станцуй танец», например, педагог загадывает родителям загадку:

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре,
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (Вальс)

Загадка отгадана, но теперь родителям предстоит станцевать вальс как можно более красиво и эмоционально. Если родители затрудняются в выполнении движений какого-либо танца, музыкальный руководитель, помогает им, показывает нужные движения и танцует вместе с ними.

Кроме того, родители обучающихся привлекались в «Именины групп» в качестве артистов, почтальона Печкина и Бармалея. Сначала родители не верили в свои силы, боялись, что не справятся. Но педагоги, тактично, в беседе с ними смогли убедить их, что если дети справляются с различными ролями, значит и родители способны на это. Итогом проведенной с родителями работы стал очень интересный и захватывающий праздник. Дети слушали Печкина и Бармалея с большим интересом, испытывали огромную гордость и радость за своих родителей.

Часто в праздниках используются игры-атракционы, музыкальные игры, общие танцы – «Бай-Качи», «Каравай», «4 шага», «Учитель танца», «1, 2, 3, на носочки», «Дружба» и другие. Родители никогда не отказываются потанцевать со своим ребенком.

Еще одной доброй традицией стало проведение «Недели театра» в Детском саду, в которой участвуют воспитанники всех 12 групп. Все спектакли, представленные на «Неделе театра» разнообразны, подобраны педагогами в соответствии с возрастом детей: «Колобок», «Репка на новый лад», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Муха-Цокотуха» и др. Начинается «Неделя театра» показом спектакля, который подготовили педагоги Детского сада. В 2021 году это был спектакль по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок», который получился зрелищным, ярким, драматичным. Дети сопереживали несчастному зайцу, у которого забрали все яблоки, и которого чуть не съел волк.

Интересной находкой явилось создание в детском саду «Семейного театра», т.е. театра, в котором роли исполняют родители со своими детьми. При исполнении такого спектакля дети могут помочь родителям, а родители детям, если те или другие забудут текст. Получается, что взрослые и дети выступают в таких мероприятиях как равноправные партнеры. В спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того у педагогов появляется возможность узнать особенности характера, темперамента, а также мечты и желания ребенка. При подготовке к спектаклям «Семейного театра» создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Огромную помощь оказывают родители при подготовке к спектаклям: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, учат с детьми слова роли, принимают участие в изготовлении декораций.

Большим успехом у старшего поколения пользуются «Бабушкины посиделки». Это чудесный праздник, на котором каждая бабушка в мини-интервью с большой теплотой и лаской может рассказать о своих любимых внуках. Одной из интересных традиционных игр этого праздника является «Узнай, чья бабушка»: по голосовому «интервью» ребенка бабушки должны узнать, чей внук или внучка говорит, о какой бабушке. Еще одна интересная находка в этом празднике – игра «Бабушкина мода», в которой бабушки наряжают своих юных модниц-внучек, а мальчики, как истинные джентльмены помогают «моделям» пройти по «подиуму». Кроме того, на празднике дети танцуют, поют, рассказывают стихи о бабушках, а они в свою очередь вспоминают колыбельные, которыми усыпляли любимых внуков. После торжественного вручения подарков, дети возвращаются в группу, а бабушки остаются в музыкальном зале на чаепитие. В непринужденной обстановке, за круглым столом они могут поделиться своими впечатлениями о празднике, рецептами любимых блюд, секретами воспитания внуков, и, конечно же, угоститься чаем и выпечкой, которую для них с любовью приготовили повара детского сада.

Кроме того следует отметить, что одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является изучение культуры и быта коренных народов, населяющих Кузбасс: русских, татар, калмаков, шорцев, телеутов. Благодаря объединенным усилиям педагогов и специалистов, в возрастных группах были созданы малые музейные залы, по ознакомлению детей и родителей с культурным наследием самых многочисленных национальностей, проживающих на территории Кемеровской области: с русскими, шорцами, татарами, калмаками и телеутами. В холле третьего этажа ДОУ был организован общий музейный зал, где посетители могут ознакомиться с русскими куклами оберегами, предметами быта русской национальности (самовар, посуда, национальный костюм), альбомы с пословицами и поговорками. В зале также находятся предметы обихода и национальная одежда шорцев, телеутов, калмаков и татар. В музее имеется телевизор с подбором дисков с видеоматериалами, где посетители могут посмотреть на слайдах и познакомиться с растительным и животным миром Кузбасса, полезными ископаемыми Кемеровской области; совершить виртуальные экскурсии в Томскую писаницу, в музей «Под открытым небом», телеуцкой национальности, который находится в городе Белово. В рамках работы по данному направлению были проведены осенние праздники с элементами татарской и шорской культур. Дети и родители пели татарские песни, играли в национальные игры, показали инсценировку шорской национальной сказки «Журавль и охотник», на праздник был приглашен ансамблю татарской песни «Лэйсэн». Праздники получились очень веселыми и интересными, а главное, познавательными, детям они запомнились как яркое, необычное событие. Воспитанники часто интересуются, будем ли мы еще исполнять татарские и шорские танцы.

В заключении хочется сказать о том, что мы убеждены – чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получает ребенок, тем больше вероятность того, что его жизнь будет наполнена яркими впечатлениями, любовью и доверием к окружающему его миру, а первый социальный опыт будет успешным. Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта ребенка.

Список литературы

  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). М.2005г.
  • М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М.: ТЦ "Сфера", 2001.
  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  • Н.А. Сорокина, Л.М. Миланович «Куклы и дети», 2012г.,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год