Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии
Занятия по Музыке
Автор: Глотова Алевтина Витальевна   
07.01.2021 16:37

Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитииПроект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: «Музыкальное развитие»

Глотова Алевтина Витальевна музыкальный руководитель высшая квалификационная категория г. Советский

Аннотация:

Проект «Вместе с музыкой» был разработан в 2018 г. После его реализации, были внесены изменения и дополнения с учетом контингента воспитанников, так же был включен региональный компонент.

 

скачать конспект

Основная идея проекта «Вместе с музыкой» — создание системы работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с особенностями развития средствами музыкотерапии.

Данный проект направлен на развитие детей 3 – 7 лет, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Использование представленной системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить развитие эмоциональной сферы детей их творческой активности. А также способствует вовлечению родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, делая его открытым.

В творческих разработках предлагается банк конспектов и наглядных материалов для работы с детьми в этом направлении. Предложен диагностический инструментарий для определения уровня сформированности знаний, обучающихся по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»

Музыкотерапия как технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет большой потенциал.

Пояснительная записка

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка – целитель здоровья»

В.М. Бехтерев

Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. О лечебных свойствах музыки было известно еще до нашей эры. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции и Риме.

Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

Ученые В.М. Бехтерев, М.Догель, Н.Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

Актуальность. На сегодняшний день в обществе остро обозначена проблема роста числа детей, имеющих особенности в развитии. Детский сад — часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Данная проблема коснулась и нашего дошкольного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г. одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:

  • отсутствие мотивации к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
  • недостаточный уровень освоения опыта творческой деятельности, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
  • несформированость коммуникативной компетенции.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие и на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Соответствие содержания проекта требованиям ФГОС ДО.

В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей. Создаются благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку и в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научится пониманию и состраданию. С развитием музыкальности приходит радость и необыкновенное желание новых встреч с музыкой.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Поэтому возникла идея разработать проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и оздоровительных технологий, как один из видов педагогической арт-терапии для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.

Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

Основная часть

Проект «Вместе с музыкой» — практико – ориентированный, направлен на оздоровление и развитие личности дошкольника, его адаптацию в обществе, долгосрочный, рассчитан на один учебный год (сентябрь — май) — 36 занятий для детей 3-7 лет, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проявление своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия.

Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала

детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей. Сформировать у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практические умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности.

Развивающие:

  • Формировать положительное психоэмоциональное состояние у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями средствами музыкотерапии. Учить регулировать свое поведение.
  • Развивать музыкальные способности у детей с ограниченными возможностями (слух, голос, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах).

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей положительные качества личности (доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым), коммуникативность.

Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды
  2. Использование разнообразных форм и методов работы во избежание переутомления детей и для поддержания их творческой активности во всех видах музыкальной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития:
  • восприятие музыки,
  • хоровое и сольное пение,
  • ритмика,
  • пластическое интонирование (познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы в активную.),
  • драматизация, театрализованная деятельность
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Формы и методы работы с детьми

  • Формы работы – непрерывная образовательная деятельность, игры, праздники, консультации родителей.
  • Формы организации непрерывной образовательной деятельности — групповые и индивидуальные занятия.
  • Типы непрерывной образовательной деятельности — типовые, тематические, интегрированные.

Методы:

Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т.д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:

  • слуховую наглядность (слушанье музыки, исполнительская деятельность);
  • тактильную наглядность (непосредственное ощущение предмета, непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания);
  • зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ певческих приёмов, упражнений на тренировку дыхания, дикции, иллюстрации к музыкальным произведениям).

Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка способствует осмысленности, содержательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:

  • объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
  • поэтическое слово — чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
  • беседа – обычно проводится после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.

Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении, игре на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.

Эвристический метод – метод позволяет ребёнку самореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импровизации).

Принципы реализации проекта:

  • принцип гуманности — учет личностных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
  • принцип учета интересов – учет музыкальных интересов и направленностей ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;
  • принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе обучения, снятие эмоциональной напряженности и снижение уровня не комфортности;
  • принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, логопеда, психолога, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, осуществляющими реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • принцип отбора музыкального репертуара — необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей и с учетом медицинских показаний;
  • принцип систематичности и последовательности – проведение планомерной работы по восприятию музыки, постепенное усложнение музыкального содержания;
  • принцип продуктивности – результатом работы по музыкотерапии является творческий продукт, например, образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове, песне и т. д.;

Методическая новизна.

Музыкотерапия — это лекарство, которое можно слушать и еще при этом видеть, т.е. при восприятии музыкального произведения его содержание можно видеть на экране. (Все презентации и видеоматериалы авторские).

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Методическая сложность.

Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут с эмоционально откликаться на музыку, и рассказать о прослушанном. Не все музыкальные произведения воспринимаются детьми одинаково (в зависимости от настроения ребенка, его самочувствия, особенностей в развитии). Поэтому музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.

Проект «Вместе с музыкой» включает следующие этапы:

Подготовительный этап (сентябрь) — аналитико-диагностический включает в себя:

  • Выявление интересов детей и их уровня музыкального развития (диагностика, беседа с ребенком).
  • составление плана мероприятий, разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
  • Формирование интереса к музыкальной деятельности.

Основной этап (октябрь-май) — непосредственно реализация проекта, включающая:

  • Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное — пассивное).
  • Вокалотерапия (дыхательная гимнастика, звукотерапия, упражнения на развитие голосового аппарата, пение сольное и хоровое).
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • Ритмопластика (хороводы, танцы, игры) направлены на решение проблем развития ребенка.
  • Пальчиковые игры (использование технологии Воскобовича «Волшебные гонзики»)
  • Региональный компонент способствует освоению воспитанниками знаний и умений, необходимых для духовно-нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств и уважительного отношения к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края. На занятиях использую фото и видеоматериалы, игры, музыкальный материал коренных народов Севера.

Аналитический этап (январь — промежуточная диагностика, май – итоговая диагностика). На этом этапе:

  • Ведется мониторинг результатов музыкальной деятельности, отслеживается динамика формирования музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, проявлений творческой и социальной активности детей.
  • Определяется степень решения проблем ребенка.
  • Вносятся рекомендации и коррективы в индивидуальную карту социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями для проведения дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Направление деятельности

Проект имеет следующие направления:

  • коррекционное,
  • оздоровительное,
  • развивающее,
  • воспитательное,
  • творческое.

Проект «Вместе с музыкой» охватывает 4 раздела:

I раздел — восприятие музыки.

Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом. Музыка на занятиях музыкотерапии выполняет эстетическую, познавательную и развивающую роль. Дети учатся слышать и размышлять о ней, при этом активизируется внутренний мир детей, их чувства и мысли.

Восприятие музыки происходит не от общего к личному, а от личного к общему, то есть не от представлений к чувствам, а от чувств к представлениям. В связи с этим дети понимают музыку как специфический язык психологического состояния человека, как лирический процесс в его жизни. Ведь когда человек познает окружающий мир, то при этом задействуется не только мышление, но пробуждаются также чувства и эмоции, через которые он открывает себя и свое отношение к миру.

Процесс формирования активного восприятия музыки у детей с проблемами в развитии предполагает следующие направления работы:

  • формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступных детей классической и народной музыкой, формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;
  • формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);
  • развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

Рецептивное (пассивное) восприятие музыки направленно на релаксацию, расслабление, отдых, что способствует гармонизации и оздоровления ребенка, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.

Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

II раздел – вокалотерапия — улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики. В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений.

Это главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Каждое занятие начинаться с упражнений на развитие дыхания, голосового аппарата (артикуляционная гимнастика) и распевания. Это не только развитие и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания.

Артикуляционная гимнастика — направлена на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
  • выработку контроля за положением рта.

Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания) – может входить, как в раздел занятия так быть и самостоятельным видом деятельности (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой).

Гимнастика проводится как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды).

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Звукотерапия используется для профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания.

Распевание и пение. При распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания, с использованием наглядности (детям предлагается самим описать то, что изображено на картинке), затем распевка исполняется педагогом, вместе с детьми определяется характер, темп, динамика песенки и детям предлагается подпеть то, что они запомнили. Распевание начинается с песен на одном звуке, постепенно диапазон расширяется.

Вокалотерапия – это объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляться развитие детского голосового аппарата, а так же расширяются воспитательные, коррекционные задачи.

III раздел — ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре), вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ( «музыкального») инструмента.

Акцентируется внимание на развитии чувства ритма у детей, двигательных навыков, артистичности, быстроты реакции, координации движений, осознанному овладению танцевальными, ритмическими движениями.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  • доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  • понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
  • разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

В этом разделе используются музыкальные и театральные игры, подвижные игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Веселая игра Воскобовича «Волшебные Гонзики» развивает у ребенка мелкую моторику, актерский талант, тренируют память и внимание. Также, «Гонзики» могут помочь в запоминании ребенком названий всех пальцев.

Коррекционно-развивающая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, научить коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки (например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении).

IV раздел – игра на детских музыкальных инструментах

Дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях детям дается возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Как правило, все дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, но участие в оркестре предполагает ряд определенных навыков: необходимо иметь внимание и выдержку, контролировать свои действия, чтобы одновременно со всеми начать игру и закончить; развивать чувство ритма и выдерживать определенную динамику. Постепенно требования увеличиваются, и дети осваивают правила игры. Используются элементы методики элементарного музицирования Карла Орфа (Австрия).

Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и занятия проводятся по следующей схеме:

  • Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки детей на рабочий лад.
  • Ритмическая разминка (музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения).
  • Восприятие-слушание музыки (активное).
  • Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений (артикуляционная гимнастика).
  • Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, звукотерапия).
  • Пение (распевка, исполнение песен).
  • Музыкально-дидактическая игра (не на каждом занятии).
  • Игра на музыкальном инструменте (не на каждом занятии).
  • Подвижная музыкальная игра, танец с элементами ритмопластики, хоровод.
  • Рецептивное (пассивное) восприятие музыки.
  • Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Структура проведения занятий различна, может варьироваться в зависимости от цели, темы и формы занятия. Обязательно присутствует воспитатель группы для оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложно ориентирующихся в пространстве, в передвижении по залу, выполняя задания вместе с ребёнком — «рука в руке». Сюда же входит знакомство с новым музыкальным материалом, освоение приёмов взаимодействия с ребёнком.

Индивидуальные занятия также строятся в зависимости от поставленной задачи и основной проблемы ребенка, его эмоционального состояния, которое определяется в результате диагностики (проводит психолог и дает рекомендации.) Темы занятий представлены в приложении (приложение 2).

Музыкальный материал занятий подбирается из лучших образцов детских музыкальных произведений – П.И. Чайковского, Р.Шумана, А.Т. Гречанинова, С.М. Майкапара, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, Н.А. Римского – Корсакова, пьесами Э.Грига, К.Дебюсси, популярных произведений С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилова. Активно вовлекается в репертуар фольклорный материал и современная детская музыка.

Данные занятия имеют особую специфику. Они проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 до 25 минут в зависимости от предлагаемого материала и настроения детей.

Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить, частично дублируется в разных возрастных группах для преемственности. Во время одного занятия исполняется 1-2 песни, и используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания звучат не более трех-пяти минут.

Тематическое планирование представлено в приложении к проекту.

Направления музыкальной деятельности остаются неизменными, меняется содержание в соответствии с контингентом детей.

Календарно-тематическое планирование представлено по возрастным группам в приложении (приложение 1).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год