Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи ребенка с помощью музыки.
Занятия по Музыке
Автор: Комиссарова Светлана Николаевна   
27.12.2020 21:11

Развитие речи ребенка с помощью музыки.Развитие речи ребенка с помощью музыки.

Недавно меня заинтересовал вопрос, развивается ли речь ребенка с помощью музыки? И возможно ли это?

А так как в последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, то эта тема становится актуальна.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Слыша музыку, ребенок непроизвольно начинает пританцовывать под музыку, подпевать ей, использовать различные жесты и мимику.

 

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка?

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности в детском саду с токи зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки.

Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».

Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки; когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения; высказывают свое отношение к его образам, дают им оценку.

Мною замечено, интерес детей повышается, если произведения объединены общим рассказом или принадлежат творчеству одного композитора. Например: П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» или «Шалун» О.Бера, «Капризуля» В.Волкова, «Резвушка» В.Волкова.

После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, обязательно предлагаю детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, образ, свои чувства, свое отношение к музыке. Например: «Страшилище» В.Витлина и «На слонах в Индии» А.Гедике, «Марш гусей» Бина Канада и «Танец дикарей» Ёсинао Нака.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательную гимнастику мы используем непосредственно перед пением. Голос нужно разогреть, подготовить! При этом, органы дыхания играют ведущую роль, их нужно закаливать и укреплять мышцы носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Эти упражнения используем и для развития чувства ритма, т.к. выдох и вдох мы проделываем на разные длительности, на стаккато и легато.

Дыхательная гимнастика формирует правильное дыхание, что развивает легкие и способствует лучшей циркуляции крови в организме (дает оздоровительный эффект) и тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для речевых детей.

Песенки-распевки.

Короткие песенки-попевочки детям очень нравятся, дети любят их петь. Они задают тон и подготавливают голос к пению.

Пение.

Основной вид музыкальной деятельности наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества! В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Пение для развития речи:

  • Пение помогает понять ритмический строй языка, т.к. детям приходится пропевать каждый слог — развиваем речевой слух.
  • Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), что помогает развитию четкой дикции ребенка.
  • Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы приучаем пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатываем умение владеть голосом (петь громко и тихо).
  • Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
  • Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
  • Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
  • Песни стимулируют образное мышление.
  • Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения.

Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени. Согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.

Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.

Извлекая звук, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах имеющих звукоряд, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка.

Музыкально-пальчиковые игры.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики В свое время И.Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку.

Пальчиковые игры способствуют развитию:

  • мелкой и крупной моторики.
  • слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления
  • фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
  • совершенствования умения согласовывать движения и речь.

Музыкальные игры.

Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций!

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Список используемой литературы:

  1. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. СПб. Детство. Пресс 2012г.
  2. Анисимов В.П. Теория и методика музыкального развития дошкольников. Тверь: Тв ГУ, 2007.
  3. Арановский М.Г. Проблемы музыкального воспитания. Сборник статей. Мышление, язык, семантика. — М: Музыка, 1974.
  4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Т. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. СПб. 2000.
  5. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции реализации. Дисс. докт. наук; М., 1992.
  6. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи – СПб. Детство-пресс; 1999.
  7. Виноградов Л.В. развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб: Реч. Образовательные проекты; М. Сфера 2009.
  8. Егорова И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания. Диссертация канд. пед. наук, СПб, 2005.
  9. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей. «Веселые пальчики» (2-6 лет) Е.Железнова, С. Железнов; Изд. Новый диск, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год