Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми.
Занятия по Музыке
Автор: Сыщикова Алена Владимировна   
07.11.2020 19:45

Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми.Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми.

Алена Владимировна Сыщикова Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.

Методическая направленность моей системы работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой,

Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, М. Картушиной, А. Евтодьевой, Т. Боровик, И. Каплуновой. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

 

Мною была разработана индивидуальная программа ( «Индивидуальное маршрутное сопровождение ребенка с признаками одаренности») для детей, наделенных вокальными способностями. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности.

Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности.

Музыкальное занятие начинаю с валеологических песенок-распевок. В работе с детьми использую распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению. Примеры валеологических распевок: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Мы – весёлые ребята», «Пой со мной», «В детском садике у нас».

Перед разучиванием песен, я использую ИКТ технологию видео — упражнений по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию

естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации.

Игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
  3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание

театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей. [4].

Упражнения для игрового распевания: «Лиса и воробей», «Белочка», «Колобок», «Карабас-Барабас», «Кот и мышка», «Лисёнок и бабочка».

В качестве голосовой разминки использую технологию

Т.Э. Тютюнниковой «Музыкальные узоры», которая формирует у детей слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий). Таким образом, применение дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания [5].

Примеры голосовых разминок: «Два друга», «Начинка-серединка», «Пирамида», «Дорожка и горка», «Музыкальный узор», «Круги и кружочки», «Искорки», «Бусы».

На занятиях активно применяю координационно-подвижные игры. Ценность таких игр заключается в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Примеры игр: «Ветер», «Поезд», «Заходите в гости», «Солнечный зайчик».

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их

к правильному произнесению фонем [2]. В результате этой работы у детей повышаются певческие навыки, улучшается музыкальная память, речь, внимание[1]. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию[1]. В своей работе использую артикуляционную гимнастику В.В. Емельянова.

Артикуляционная гимнастика (В. В. Емельянов)

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).

Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с детьми ДОУ, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий, с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях.

Список литературы

  1. Анисимова М.В. Музыка здоровья. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском

саду. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.

3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва.:

Издательство «Скрипторий», 2017. 174 с.

4. Автодьева А.А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!»

5. Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки» Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год